Лица
2005, 20 – Ноябрь-декабрь

Лука Бассани: «Создать вещь, а не бренд»

Текст Вероника Завадская
Лука Бассани — не современный дизайнер. Он — сверхсовременный. В расчисленный мир крупных концернов и давно налаженных верфей чуть более десяти лет назад ворвался человек, утверждавший, что консервативные установки и глупые регламенты мешают построить по-настоящему удобную лодку


Наследник богатых родителей, с малолетства ходивший под парусом, он хотел сделал яхту лично для себя. Потом построил вторую, для соперника, чтобы по-честному продолжить состязание. Его Tiketitoo и Tiketitan брали призы на международных чемпионатах, изумляя скоростью, рациональным решением свободного палубного пространства, изумительно красивыми формами, агрессивной стремительностью. И Лука принял вызов: построить такую же лодку, но с мотором. В 2003 году мы увидели WallyPower 118, видение из будущего, мегаяхту, которой — так твердо решил ее создатель — предстоит остаться единственной в своем роде. Уникальной. Для плененных этой мечтой на бот-шоу в Монако WallyPower представил новые модели, Wally 88 и Wally 70. В интервью журналу Yachting «дизайнер будущего» рассказал, насколько практична его мечта.

— Вы ведь не получали специального образования как дизайнер лодок?

— Нет, у меня степень экономиста. Но я ходил на парусных лодках с самого рождения, с родителями. На каких только морях мы не побывали.

— У них было такое хобби?

— Не хобби. Страсть. И так я пришел к дизайну.


Experience by passion — наученный любовью. Я хотел создать то, чего еще не было. Сделать более удобные, легкие в управлении лодки. Лодки, пригодные и для соревнований, и для путешествия. Совершенно безопасные для детей. Потому что я сам плавал на лодке малышом, а к этому времени у меня уже были дети, и я понимал, как ненадежна палуба, на которой всюду что-то торчит, полно перепутанных веревок, все загромождено. Я хотел получить свободную палубу. Многие вещи делались на ходу. Я ставил себе определенную задачу и решал ее.

— Компания Wally возникла в 1994 году. Вы создали несколько парусных лодок, в том числе знаменитые Tiketitoo и Tiketitan, сами участвовали в соревнованиях на них. Но вы довольно долгое время не проявляли интереса к моторным лодкам.

— Я изначально — парусный моряк. Моторные лодки казались мне уродливыми. Что они могут, думал я? На якоре возле берега стоять? Тогда да, можно получить удовольствие от большего простора внутри, на нижней палубе. Но как только эта лодка начинает двигаться, она перестает быть комфортабельной. Либо ползет, как черепаха, — тогда зачем и мотор — либо бьется о волну, и внизу одолевает морская болезнь. А главное — они мне просто не нравились. Но в 1999 году появился клиент из Германии. У него всегда были моторные лодки, мегаяхты. Он увидел Tiketitan и влюбился, попросил построить ему «Tiketitan с мотором».


— И получилось?...

— WallyPower 118.

— Клиент был доволен? Он купил лодку?

— К сожалению, в жизни этого человека многое успело измениться. Так что нет, лодку он не купил.

— Как же вы поступили?

— Я оставил ее себе. Два года хожу на ней. Я многому научился от этой лодки. Многое успел сделать для нее. Мы ее красили, отделывали, откалибровали. Довели до совершенства. Теперь я готов ее продать.

— И тогда вы построите себе другую лодку?

— Обязательно! Это моя жизнь. Я не представляю себе жизни без моря. А теперь — и без строительства новых кораблей.


— Какая же это будет лодка?

— Об этом пока нельзя говорить. В наших проектах много технических инноваций, много экспериментов. Пока проект не завершен, все засекречено.

— То есть это будет следующий шаг, а не вторая WallyPower 118?

— Второй WallyPower 118 не будет никогда. Она должна остаться уникальной. Шедевром. Прекрасным видением. Она уже снималась в кино, в фильме «Остров». Мне хочется знать, что она где-то бороздит моря. И что она — единственная в своем роде. Если придет клиент и попросит сделать ему что-то похожее, мы можем построить такую же лодку по размерам, использовать многие наработки. Но мы уже многое сделаем по-новому. Каждый клиент имеет свои пожелания. Это обязательно отразится на дизайне.

— Как вы работаете с клиентом? В какой мере вы прислушиваетесь к его желаниям, многое ли готовы поменять в своем проекте?

— Люди не приходят в Wally случайно. Это не просто компания, в которую можно обратиться — сделайте мне лодку вот такой длины, вот такой ширины, и чтобы тут, как моя супруга нарисовала. Если человек обращается к нам, значит, он проникся духом Wally. И ему нужен именно такой проект, который мы готовы ему предложить. Разумеется, детали интерьера обсуждаются вместе. Но архитектура, материалы, множество технологических деталей — тут нет мелочей, все — неотъемлемая часть единой концепции. Мы предпочитаем говорить не о стиле Wally, а о концепции. Мы разрабатываем каждый проект целиком, на все сто процентов.


— И что же такое концепция Wally?

— Это перфоманс. Удобство, скорость, реально функционирующая лодка, без оглядки на консервативные установки. Мы хотим делать то, чего еще нет. Я изначально строил лодку, какая была нужна лично мне, которая соответствовала бы поставленной задаче, и взялся ее делать просто потому, что другие таких лодок не делали. Мы исходим из функций лодки — скорости, удобства, вместимости. Мы хотим достичь большего, чем удалось на сегодня. Из этой задачи рождается проект, внутри которого определяется и стиль.

— Вам удалось сплотить команду? Существует ли школа Wally?

— Хочется надеяться, что теперь такая школа есть. Во всяком случае, задан некий стандарт, к которому все вынуждены прислушиваться. Команда есть, безусловно.

— Какая роль отводится вам в повседневной работе Wally?

— Я бы рад делать все. В общем-то, я разносторонний человек. Я придумываю изначальный дизайн и принимаю многие технические решения. Времени уже не хватает. Если бы я мог, я бы самолично решал каждую деталь, потому что мелочей здесь нет. Счастливей всего я себя чувствую, когда хожу между компьютерными столами и заглядываю через плечо моим инженерам. И когда проверяю модель на воде. Я пришел к дизайну как потребитель. И проверяю лодку с точки зрения клиента. В этом мое преимущество.


— На вас повлияли другие школы дизайна?

— Совсем не повлияли. Я знаком с ними, я прочел, наверное, все классические работы, какие есть по корабельному дизайну. Мне многое нравится. В парусных — William Fife, Nathahel Herreshoff, в моторных — пожалуй, Ray Hunt, Renato Sony Levi. Но я не раз говорил в интервью, что гораздо больше меня привлекают военные суда. Я считаю, они сделаны правильнее. Военным приходится решать совершенно особые задачи. В реальных, тяжелых условиях. Вот где по-настоящему испытывается судно.

— Вы взяли для Wally 118 газовые турбины боевого вертолета.

— Да, и техническое решение, соответствующее этим двигателям. Это был прорыв — когда мы поняли, что принцип, используемый в военном транспортном вертолете, позволяет избежать перегрева мотора и обеспечить приток воздуха. А чтобы убедиться, что приток воздуха достаточен, мы прогнали десятифутовую модель через аэродинамическую трубу Ferrari.

— А ваши новые модели? Их вы тоже прогоняли через эту трубу?

— Нет. Достаточно одного такого опыта. Строительство WallyPower 118 обеспечило нас опытом еще на две-три лодки.


— И появились WallyTender, а также 70- и 88-футовые WallyPower. Они существенно отличаются от 118-й?

— Главным образом размером и ценой. Концепция все та же, использован опыт этих двух лет и добавлены некоторые инновации. Эти лодки поменьше и доступны покупателям. После бот-шоу в Монако мы уже получаем заказы.

— Значит, теперь Wally начинает серийный ряд?

— С оговоркой: эти лодки остаются в высокой степени эксклюзивными. Таков принцип Wally.

— Правда ли, что вы назвали свою компанию в честь мультяшного персонажа, который нравился вашему сыну?

— Да, первую лодку — парусную, конечно, — мы с женой решили назвать Wallygator, потому что она была зеленая и быстрая, агрессивная, и вместе с тем хотелось, чтобы дети сразу приняли ее как свою. Здесь было много инноваций, мы сделали несколько Wallygator'ов, потом Wallyno, и поняли, что с этим именем уже прочно ассоциируются революционные технологии. Нам нужно было сохранить это имя и с ним свой имидж.


— Кстати, об имидже. Вы говорили как-то раз, что на горнолыжном курорте познакомились с Лаудонией Пуччи, и она рассказала вам, что ее отец использовал свои эскизы для дизайна собственной лодки. Эта встреча была для вас существенной?

— Да, очень. Лаудония побывала у нас в доме, в Сент-Морице, она рассказывала о своем отце, я — о своей страсти к парусному спорту, и она вспомнила, как отец сам оформил интерьер своей лодки. Мне это было очень интересно, ведь я родом из Милана, центра мировой моды. Моя жена всегда одевалась у Пуччи.

— А вы сами? Какой стиль в одежде вы предпочитаете?

— В одежде я консервативен. Я бы назвал свой стиль классическим. А поскольку я много занимаюсь спортом, то часто ношу casual wear. Но особого стиля за собой не замечаю.

— Дизайн лодок нередко влияет и на другие области жизни. Вы, например, создали новые лыжи, Wallyski. Ждать ли нам и других спортивных товаров от Wally?

— Пока не могу сказать. Если увидим, что чего-то не хватает для удовольствия, — мы это придумаем и сделаем. Я не просто люблю лыжи, я в какой-то момент понял: лыжи — это лодка зимой. И я сделал свою зимнюю лодку.


— Значит, ни в области спортивного снаряжения, ни в области моды вы пока не собираетесь продвигать некий бренд Wally?

— Мы вообще не думаем о брендах. Наше дело — создать вещь, а не бренд.

— Вы очень успешный человек. Случались ли в вашей жизни провалы? И что бы вы сказали человеку, который терпит поражение, не может достичь желаемого?

— Я бы сказал, что поражение — нормально. Терпеть не могу сплошь благополучных людей. Меня парусный спорт с детства приучил к поражениям. Да, тебе больно, но ты становишься сильнее. Агрессивнее. И в следующий раз побеждаешь. Главное — расти, двигаться вперед.

— Какой бы вопрос вы задали Луке Бассани, если бы вы брали у него интервью?

— Хм... я спросил бы г-на Бассани, рад ли он, что ввязался в эту историю с Wally.

— И как, рад?

— Счастлив. Я наконец-то узнал самого себя. Раньше я считал себя очень рациональным, выдержанным человеком. Оказывается, я — сумасброд.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Frauscher-858-1017-1414-2019-06

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: