Лица
2008, 38 – Ноябрь-декабрь

Свобода от трендов

Текст Анастасия Зайцева
На фоне грандов яхтостроения итальянская верфь Riva имеет особый статус. Объясняется это не только способностью строить лодки, равных которым нет, но прежде всего тем, что верфь регулярно переворачивает все существующие концепции в дизайне и технологиях. Многие стремятся строить непохожие лодки, что чаще всего выливается в увлечение агрессивным дизайном. И только Riva умудряется совершать революции, оставаясь в рамках классики. А это уже искусство. О том, как это получается и чего ждать от Riva, мы спросили генерального директора верфи Ферруччио Росси


Riva 92 Duchessa стала самой яркой премьерой осени. Как появилась идея создать такую лодку?

Ее идея заключается в выбранной нами стратегии развития модельного ряда. А стратегия состоит в том, чтобы предоставить клиенту то, что соответствует его желаниям. Именно поэтому мы предлагаем большой выбор моделей: от открытых спортивных лодок до флайбриджных яхт. В нашей линейке больших яхт уже есть 85 Opera и 115 Athena, но между 85 и 115 футами образовался достаточно большой разрыв. Поэтому, создавая 92-футовую Duchessa, мы стремились заполнить этот пробел. Duchessa — новая флайбриджная яхта, эволюция концепции Riva 75 Venere, вышедшей в 2006 году. Нашим дизайнерам удалось совместить большой объем внутренних помещений и спортивный дизайн, и в то же время это лодка с флайбриджем. Как и в случае с Venere, для 92 Duchessa мы использовали контрастные цвета корпуса. Первыми увидеть результат этой работы смогли наши клиенты, которым мы показали лодку еще в августе на Сардинии. А как вам?

Фантастически красивая яхта.

Спасибо. Она очень особенная, у конкурентов вы не найдете ничего похожего. И конечно, она уже вызвала большой интерес — мы обеспечены заказами до первой половины 2010 года включительно. Первые заказы появились еще до официальной премьеры, когда мы имели лишь рисунки!


Выпускать большие лодки — дань моде?

Спрос на большие лодки — один из трендов, существующих сегодня на рынке. Но это не тренд, которому следует Riva. Riva следует лишь тому, чтобы каждый заказчик смог реализовать свои желания. Наш модельный ряд начинается с 35 Aquariva и заканчивается 115 Athena. Это лодки для разных целей: длительных морских круизов или дневных прогулок. К тому же наши клиенты живут по всему миру. Они могут держать, например, Rivarama во Флориде, а Athena — где-нибудь на Лазурном Берегу. До появления Duchessa в ряду больших лодок мы могли предложить клиенту только Opera 85 и Athena 115. Теперь выбор стал больше. Но появление Duchessa обусловлено не тем, что мы стремимся поддаться общему веянию. Например, в следующем году мы планируем представить небольшую лодку, всего 25 футов, для озер или рек. Мы не стремимся следовать трендам, потому что единственно важный тренд для нас — удовлетворить запросы клиентов.

А сколько вообще новых моделей вы планируете представлять ежегодно?

На сегодняшний день наша цель — представлять хотя бы одну новую лодку в год, но в скором времени ожидаются изменения: мы собираемся презентовать каждый год одну лодку в размере до 65 футов и одну более 65 футов. Это связано с тем, что сейчас у нас есть два заводa, способные реализовать две разные задачи для двух разных сегментов. Поэтому мы одновременно можем развивать оба направления.


Планируете что-то больше, чем Athena?

Безусловно, среди наших среднесрочных планов есть создание больших яхт. Уже сейчас на заводе в Ла Специи готовы к работе над лодками в размере 140–145 футов. Уже есть инфраструктура и специалисты, которые могут сделать эту работу. Мы готовы реализовывать такие проекты. Это не случится немедленно, но в среднесрочных планах точно.

И когда же этого ждать?

Через 3–5 лет. Это совсем другой сегмент. Но Riva и так уже работает в разных сегментах: прогулочные катера, открытые лодки, флайбриджные яхты. Думаю, что нашего потенциала достаточно для успешной реализации проектов и в сегменте «макси». В конце 60-х был такой прецедент: Карло Рива и департамент дизайна работали над проектом создания лодки длиной более 30 метров в сотрудничестве с голландскими специалистами, которые были частью нашей компании. Если такое было возможно в конце 60-х, почему мы не сможем реализовать что-то подобное в 2000-х?


Многие компании стремятся предоставить клиентам максимальную индивидуализацию. Что делает Riva в сегменте semi-custom?

Часть традиций Riva — находиться в тесном контакте с клиентом. И сейчас наши архитекторы и дизайнеры интерьеров работают так, чтобы возможности индивидуализации как интерьерных, так и экстерьерных решений отвечали всем запросам покупателя. Конечно, чем больше лодка, тем больше custom-возможностей мы можем предложить. Например, если говорить о нашем флагмане — Athena 115, то здесь можно реализовать огромное количество уникальных решений, которые делают каждую лодку не похожей на другие. Мы плотно работаем с заказчиком, чтобы понять его предпочтения, таким образом, получается его (ее) индивидуальная Athena со своей планировкой, интерьером, мебелью, декором… Наша команда любит проводить много времени с владельцами лодок, потому что в результате получается абсолютно уникальный проект, что интересно обеим сторонам.


Есть ли какие-то особые предпочтения у русских клиентов?

Русские клиенты любят итальянский дизайн, итальянское чувство стиля, способность соединять разные материалы, например кожу и дерево. И, как правило, они работают вместе с нами, рассчитывая, что итальянские дизайнеры могут создать что-то уникальное. Они часто приезжают с четким представлением, что они хотят. А мы стараемся найти пути реализации, развивая их идеи. Но, как правило, работая с нами, они приходят к выводу, что результат получается лучше, чем они хотели первоначально. И им это нравится.

У Riva есть совершенно особенные проекты, например Rivarama, которая уже стала легендой…

Да, это правда. Мы считаем, что Rivarama — это Aquarama 2000-х. Когда вы видите Rivarama, то сразу понимаете, что это Riva и что такое стиль Riva. И наш дизайнер Мауро Микели всегда говорит: «Rivarama — это моя любимая лодка».


Моя тоже.

Правда? Все дело в том, что она полностью воплощает в себе философию Riva. Конечно в первую очередь благодаря дизайну, но также и нашему, без преувеличения, фанатичному отношению ко всем деталям. Мы использовали красное дерево, ставшее визитной карточкой нашей верфи. К тому же эта 44-футовая лодка задумывалась всего для двоих. В основном существующие на рынке 44-футовые лодки планируются с тремя каютами, где могут разместиться шесть человек. А Rivarama — только для владельца и его (ее) спутника. Это и есть настоящая роскошь.

Планируете в ближайшем будущем создать что-то подобное? Ведь это беспрецедентно успешный проект, своего рода икона.

Да, наши дизайнеры постоянно давят на меня: «Давай сделаем икону, давай сделаем икону…». И так каждый день (смеется). Я стараюсь быть рациональным и отвечаю: «Давайте сделаем что-нибудь, чтобы наполнить наш модельный ряд, занять другие ниши». Они хотят придумать что-то новое, что в принципе хорошо для компании, ведь такие проекты, как Rivarama, — часть нашей истории. И раз уж я нахожусь под постоянным давлением, то, наверное, мы сделаем это очень скоро. У них уже есть идеи по поводу этого. Все это и раньше имело место в истории Riva: бренд поддерживает разные идеи, что является очень рискованным. Другие, возможно, не сразу понимают это. Каждый раз я слышу: «Что вы делаете? Что это?». Но так мы устанавливаем новые стандарты и создаем новые концепции. То, что происходило в прошлом, может случиться и в будущем.


Получается, что вы сознательно идете на риск в отсутствие традиционных маркетинговых исследований?

Для таких новых проектов это нереально. Это возможно для уже существующих моделей, когда нужно что-то усовершенствовать — например, сделать побольше мастер-каюту, увеличить высоту потолков. Но это не наш подход. Наш подход — это немного истории, немного традиций, все это соединяем с инновациями — дизайнерскими и технологическими, с новой концепцией… Один из примеров — SportRiva. Это абсолютно новая концепция лодки — не совсем флайбриджная и не совсем открытая. И, надо сказать, наши клиенты оценили это, потому что еще никто не делал ничего подобного.

Сколько заказов уже получено на SportRiva?

Это очень успешная модель. Весь 2009 год уже заказан, причем практически сразу после премьеры. Сейчас планируем строить 11-й корпус. В среднем мы можем производить восемь-девять подобных лодок в год, не больше. Потому что после этого количества уже сложно следовать индивидуальным предпочтениям каждого клиента.


Упомянутая вами новая 25-футовая лодка сможет найти своего клиента в России?

Да, в России и в других местах, где есть озера, каналы. Она разрабатывается специально для внутренних вод, и мне кажется, идеально подойдет для России, Голландии, Северной Европы, швейцарских озер. Мы разрабатываем эту модель для тех мест, где даже Aquariva — большая лодка, где размер 35 футов уже считается большим. По стилю это будет абсолютная Riva — Rolls Royce на воде. Мы хотим, чтобы эта лодка была в Москве. Она позволит нам быть «ближе» к нашим клиентам в течение года, а не только тогда, когда они отдыхают в Средиземном море. Чтобы можно было находиться в своем городе, заниматься бизнесом, но при этом проводить свободное время на воде. Наверное, проще создать 100-футовую лодку и успокоиться, но это не философия Riva. Мы не следуем общим тенденциям, мы создаем лодки не для того, чтобы следовать рыночным трендам, для нас самое главное — наши клиенты, их пожелания и потребности.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: