Практика
2009, 40 – Март-апрель

Начало

Текст Владислав Плешивцев
Строительство яхты по индивидуальному проекту — дело очень увлекательное, хотя и непростое. Чем оно закончится — предсказать сложно. Впрочем, избежать основных ошибок не только можно, но и нужно, особенно в самом начале пути. О том, с чего начинается яхта, рассказывают специалисты российской компании «Еврояхтинг»

Нас часто спрашивают, что самое главное при строительстве суперъяхты? Дилетант ответит — деньги. И будет прав только наполовину. Сколько их построено — дорогих, но одинаково безликих? В некотором смысле это даже хорошо, потому что на их фоне истинные бриллианты мастерства горят гораздо ярче. Вторую половину правды прекрасно отражает простая мысль: что закажешь — то и получишь. Каждому, кто начинал какой-либо индивидуальный проект, будь то дом или турпоездка, знакомо чувство досады: «…знать бы раньше, я бы…». Нет нужды напоминать, что строительство яхты — дело дорогостоящее, а риски от принятия решения — миллионные. Начальная стадия проектирования — лучший момент для того, чтобы сэкономить деньги и время в будущем. Главное — помнить: чем раньше, тем легче и дешевле изменить решение. «Удлинить» или «подвинуть» потом будет или очень дорого, или невозможно.

Принять решения по техническому заданию на стадии проектирования поможет хороший инженерный брокер. Он же предупредит об опасностях и предложит альтернативные решения на выбор. Это увлекательный путь поиска и сомнений, удовлетворения и восторга. Но для начала придется решить: где, с кем и что вы будете делать на яхте. Научно выражаясь, нужно описать модель ее эксплуатации, а говоря проще, — ответить на множество самых разных вопросов.

Отдых большой компанией или тихий семейный дом на воде? Музыкальный салон, спортивный зал, просторный кабинет для работы или переговоров? Какого размера сделать бассейн на палубе? И где на этой палубе будет свет, а где тень? Сколько вспомогательных плавсредств нужно на борту? Один из главных вопросов: в каких водах вы собираетесь плавать? Будет ли судно, например, заходить в битый лед? Из этого можно вывести, под надзором какого Регистра будет строиться судно и под каким флагом ходить.

Еще один очень важный вопрос: как быстро вы хотите передвигаться? Выбрать водоизмещающий режим как самый комфортный? Или глиссирующий — как самый быстрый? Или попытаться найти компромисс по скорости и режиму движения? От всего этого будет зависеть, из какого материала будет построен корпус судна. Дальше начинаются планы палуб. Если у вас уже есть опыт строительства своего дома, вы помните, что самое трудное — совместить поэтажные планы (у нас, соответственно, попалубные). А еще — всегда жалко места на лестницы и коридоры. Опытный проектировщик подскажет несколько вариантов, предостережет от ошибок, а главное — объяснит отличия планировки судна от планировки дома: что рядом с машинным отделением не место спальне, что за стенами и мебелью должна разместиться изоляция и все системы жизнеобеспечения. Это и кондиционирование, и вентиляция, и система горячей/холодной воды, и гидравлика, и кабельные трассы, и… всего более 30 всяких систем.


Яхта — «дом» автономный. К нему не подведены вода, газ, электричество и канализация. Все это нужно иметь с собой. Поэтому продолжительность (автономность) путешествия — вопрос принципиальный: запасы и воды, и топлива, и всего остального рассчитываются из этого условия. И тут начинается самое интересное… Когда всему тому, что вы решили взять с собой, найдется место на борту, вы с удивлением обнаружите, что судно «слегка подросло». В нашей практике был случай, когда за четыре месяца разработки технического задания судно выросло с 28 до 43 метров.

Наконец, совсем взрослый вопрос — вечная молодость. Современная техника движется в направлении все возрастающей экологичности, комфорта, топливной эффективности и безопасности. Вам нужно решить, какие инновации внести в судно: стабилизаторы последнего поколения, современную систему опреснения и водоподготовки, революционный корпус судна или новые материалы. Все эти технологии помогут вашей яхте дольше оставаться современной.

Теперь нужно решить несколько «уравнений» существования судна и выбрать инженерно обоснованный и приемлемый для вас компромисс. Это как поход в магазин с ограниченной суммой: или — или. «А еще конфетку?» — «Нельзя. Или возвращаемся в начало и берем новую сумму». Все связано со всем: размер, обводы, мощность двигателей, скорость, полезная нагрузка, запас топлива, дальность хода… Нельзя увеличить одно, не изменив другое. При этом уровень комфорта пассажиров даже не обсуждается — он всегда должен быть максимальным на сегодняшний день.

И, кстати, комфорт на борту яхты — это даже не площадь жилых пространств или мягкость диванов. Это прежде всего минимальный шум и вибрация.

На пути к совершенству стоит еще одно препятствие — Правила Сертификационного общества. Ваша яхта должна быть построена по правилам, чтобы подтвердить свою безопасность для плавания и способность противостоять стихии. Нужно создать прочное, остойчивое, непотопляемое и живучее судно, способное бороться с ветром и волнами, умеющее сражаться за свою жизнь при поломках и повреждениях, несущее на себе все необходимые средства связи и навигации для безопасного судовождения. Яхту нужно защитить от непрошеных гостей и оснастить средствами спасения… и это далеко еще не все правила.


И вот тут важно не забыть, что яхта — это предмет роскоши. А роскошь требует дизайнера, иногда — с мировым именем. Ему тоже нужно техническое задание; но, что приятно, на этом этапе язык цифр уступает место языку образов и предпочтений. Вам предложат множество фотографий, систематизированных по типам, классам и дизайнерам, для того, чтобы определить ваши предпочтения в облике яхты и выбрать будущего стилиста экстерьера. С интерьером — та же история: разные стили, разные дизайнеры. Фото значительно облегчают выбор: «это нравится, а это — совсем не то», ну и, конечно, выбрать «руку Мастера». Наконец, четыре месяца позади. Что мы имеем

- предварительные планы палуб;

- предварительные технические характеристики яхты;

- перечень необходимого дополнительного (развлекательного) оборудования;

- описание модели эксплуатации;

- особенности проекта: философия судна и инновации;

- спецификация судна;

- техническое задание для стилиста экстерьера;

- техническое задание для дизайнера интерьера.

От смутных предчувствий мы перешли к четким цифрам и формулировкам. Впереди у вас эскизный проект, работа с конструкторами и дизайнерами — самый романтический этап создания суперъяхты. Опасайтесь дилетантов. Одни упрощают процесс и постоянно твердят: «Да что там делать?!». Другие обещают все устроить за полцены. Вы будете разочарованы, когда узнаете правду: строить по-настоящему хорошую яхту — это долго и дорого.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: