Водный актив
2009, 41 – Май-июнь

Wake up, Россия!

Текст Мария Мошкина
Если вы до сих пор считаете, что Россия не хватает звезд с неба в водных видах спорта, знакомьтесь — вэйкбордист Никита Мартьянов: девятикратный чемпион России, чемпион Европы, неоднократный серебряный и бронзовый призер чемпионатов мира… и все это в 19 лет. Неудивительно, что с этого года Никита стал лицом буксировщиков MasterCraft в России


C Никитой Мартьяновым мы встретились на Moscow International Boat Show, где он в качестве эксперта консультировал тех, кому интересны вэйкбординг и легендарные американские буксировщики MasterCraft. Наверное, сложно ощущать себя гуру в столь юном возрасте, но деваться некуда — на сегодняшний день никто в России не знает эту тему лучше Мартьянова. 

Откуда вообще взялся вэйкбординг?

Этот вид спорта пошел из Америки. Первые вейкборды были похожи на доски для серфинга, только гораздо меньше. У них было три больших киля сзади и крепления, которые мы называем сандалиями. Сейчас такие крепления только у ребят, которые на кайте катаются. Дедушки вейкбординга — Даррен Шапиро или Зэйн Шуэнк, который тоже выступает за MasterCraft, — катались именно на таких досках и делали на них достаточно серьезные трюки. 

А как начали кататься вы?

В прошлом я много катался на сноуборде — был чемпионом России по дисциплине big air. Вэйком мы с компанией увлеклись летом — нашли место у нас в Питере на Гребном канале. Со временем сноуборд отошел на второй план, в первую очередь потому, что не хочется ломаться. А переломался я на сноуборде серьезно: когда учишь новые трюки, падаешь очень много. А вообще-то первое мое знакомство с вейкбордом состоялось даже до Гребного канала. Когда мне было лет восемь, у наших друзей был катер на Финском заливе. Как-то раз мы решили прокатиться, и у нас был с собой какой-то допотопный вэйк. Попробовали на нем проехать. На пятой минуте я врезался в фарватерный буй, и меня привезли домой с сотрясением мозга. Вот так я первый раз покатался на вэйке, но сразу выбрал для себя, что буду заниматься только экстремальными видами спорта. 


Получается, что вэйкбординг тоже травмоопасен?

В некоторых ситуациях вэйк даже более травмоопасен, чем сноуборд, потому что в сноуборде в основном ломаются кости, а на вэйке можно порвать мышцы — после таких травм восстанавливаешься дольше. Те, кто профессионально занимается вейкбордом, по-хорошему не должны вылезать из зала. Нужно закачивать мышцы, суставы, обязательно разминаться.

Переход со сноуборда на вэйк был данью моде или просто хотелось новых ощущений?

К моде это никакого отношения не имело. То, что меня сподвигло, произошло в 2003 году. Тогда мы с друзьями стали первыми людьми из России на чемпионате Европы по вейкборду в Лондоне. Я приехал и сразу занял первое место в Европе. Половина из тех, кто там был, вообще не знали, где находится Россия. Говорили: У вас же там медведи ходят, и водку они там же пьют. А еще, оказывается, на вейке катаются?! Через месяц после Лондона мы улетели в Австралию на чемпионат мира, где я стал третьим. И вот тут я понял, что вейк — это мое. Мне повезло — я попал в нужное время в нужное место.


Значит, можно и в России научиться кататься на мировом уровне?

Мы катались очень жестко: каждый день раза по четыре, но при этом не знали, как это надо делать. У нас были обучающие кассеты, записанные со спутника каким-то непонятным способом, — учились по ним. Смотрели и прикидывали, как примерно может получиться. Убрался больно, значит, не пошло, давай по-другому. Так и дошли до результатов. С 2004–2005 годов я начал тренироваться в Бельгии. Нужно всегда кататься с людьми своего уровня, иначе получается абсолютная деградация. Нужно кататься с теми, кто реально очень крут. После Бельгии, когда я почувствовал, что начинаю перерастать тренировки, мой хороший друг Антон Каторгин — лучший райдер Москвы­ — сказал мне: Никитос, есть очень крутой тренер. Он чемпион азиатских X-Games, живет в Тайланде. Его зовут Лота. Мы поехали к нему, и там я понял: вот это уровень, к которому надо стремиться! 

Техника вейбординга имеет что-то общее с кайтсерфингом, со сноубордом?

Нет. Техника вейкбординга — это техника вейкбординга, она уникальна. То, что ты делаешь на вэйке за катером, никто другой даже близко не может повторить. То же самое — сноуборд. Как вид спорта он единственный в своем роде. А кайтеры просто смотрят вэйкбордические видео и берут оттуда трюки. У них даже манера катания называется wake style. Вэйк — это динамика, ты можешь крутить такие вещи! Кайт даже рядом не стоит с вэйком — там все очень медленно, катание совсем другое. Не хочу никого обидеть, но кайт для меня — это подобие. Как будто кто-то пытается закосить под чей-то стиль. 


Влияет ли пресная или соленая вода на технику катания?

На технику нет, но это влияет на твоего коня. Соленая вода убивает все: доски, крепления, фалы, ручки. Все это убивается в пять раз быстрее, чем в пресной воде. Поэтому у тех, кто катается в соленой воде, совершенно другие катера. Вот этот MasterCraft X-2, где мы сейчас сидим, для соленой воды будет совсем другим: два охладительных контура для двигателя, внутри все будет по-другому сделано. У этого катера внутри красивый чистый ковер, а у лодки для катания в соленой воде — отформованный пластик, который легко мыть. Ну и сам катер для соленой воды нужно грузить больше. Он весит всего полторы тонны, а двигатель в нем на 350 л.с. — это очень много. Для чего это делается? Вот в эти ящики заливается вода, катер забирает в себя 500 кг балласта, а любые профессионалы догрузят его еще больше. В моем катере, а у меня такой же X-2, лежит полторы тонны. 

Полторы тонны чего?

Просто груз. Самое главное — утопить катер. Это очень серьезная вещь — нужно правильно его загрузить. Если ты больше загрузишь корму, волна будет острее: она будет подниматься, заворачиваться барашком и падать. С такой волны ты ничего не сможешь сделать. А если перегрузишь нос, волна, наоборот, будет очень пологая — не получится радиуса, по которому ты сможешь выходить. Поэтому соотношение должно быть таким: в корме около 55–60% веса, в носу — процентов 35, а все остальное надо распределить по кругу. Смотреть, как загружен катер, можно по транслитной плите. Если она полностью в воде — значит, жо… корма утоплена правильно. 


Существует ли идеальный катер для вейкборда?

Буксировщиков в мире огромное количество. Просто многие производители пытаются на них заработать денег. Свой катер я купил в прошлом году. И с теми деньгами, которые я заплатил за MasterCraft, можно было бы пойти в абсолютно любую компанию, которая продает катера. Просто я пробовал все, какие существуют, и могу четко сказать, что лучше, чем у MasterCraft’а, волны нет ни у кого. Лучшие модели для вейкбординга, на мой взгляд, — это MasterCraft X-Star и X-2. У них тримаранное дно. Это очень важно, потому что, когда человек сильно зарезается от катера, тот начинает заваливаться на один бок. Если в катере сидит не очень хороший водитель, то волна будет чуть сбита. А благодаря тримаранному дну, когда человек зарезается от катера, лодка ложится на тот бок, к которому человек уезжает, и даже если отпустить руль, катер все равно будет ехать прямо. 

MasterCraft X-Star более соревновательный катер — в нем двигатель помощнее стоит. Любой райдер, за какую бы фирму он ни катался, знает, что MasterCraft X-Star — лучший катер, какой существует для соревнований. А если человек хочет начать тренироваться, на мой взгляд, ему нужен Х-2. Он совершенно неприхотливый, очень маневренный, быстро разворачивается, быстро выходит на глиссирование. Если у тебя есть какой-нибудь вэйкбордический клуб и ты будешь иметь Х-2 и Х-Star, это будет вообще круто. Лучше этого ничего не может быть. 


А что же Malibu?

Ну вот передо мной стоит новый Malibu VLX, 21 фут. Я бы себе такой катер не купил. Вот честно. У него неплохая волна. Но мне просто не нравится стиль, в котором он выполнен. И вот еще, видите, у него под плитой стоит wedge — это специальный плуг, который опускается, когда ты едешь, и катер прижимается к воде еще сильнее. Считается, что благодаря этому получается хорошая волна. Но я все-таки сторонник того, что ты должен добиваться хорошей волны весом и правильным распределением груза в катере.

Какие-то дополнительные опции на свой MasterCraft ставили?

Конечно. Единственное, о чем жалею, что не поставил печку. Не знаю, куда у меня голова думала. В наших условиях иметь печку нужно. Тем более что у MasterCraft они классные: труба, как хобот у слона, выдергивается, и ты можешь прямо в ноги или в руки направить теплый воздух. Сразу нужно заказать чехол и бимини-топ. Много напихивать в X-2 смысла нет: даже в стандартной комплектации это уже катер для вейкборда. Это не автомобиль, где нужен климат-контроль или подогрев сидений. Это узконаправленная вещь, спортивный снаряд, созданный для того, чтобы на нем тренироваться. Даже если с него все снять и оставить один корпус, он уже будет здорово ехать. Это априори заложено в этих катерах — прямо на выходе с завода они способны делать крутую волну. 

Что посоветуете новичку?

Перво-наперво человеку нужно просто встать. Особой разницы, за каким катером ты в первый раз встанешь и начнешь рулить доской, нет. Но если хочешь кататься дальше, нужна безопасность. У плохих катеров плохая волна — и это небезопасно. А еще ты совершенно точно должен знать, что человек, который ведет катер, — профессионал. Буксировщики нельзя сравнивать с другими катерами: у них винты далеко, корма все время в воде — их нужно уметь водить. В идеале за рулем должен сидеть человек, который сам умеет кататься на вейкборде. 


Вейкбординг — это спорт или уже стиль жизни?

Абсолютно точно, стиль жизни, для тех, чье призвание экстрим. Если хочешь зарабатывать на этом деньги, то в жизни не заработаешь. Я раз поехал на чемпионат в Москве, услышав, что там будет призовой фонд. Ну и подумал: поеду, попробую выиграть. Чисто за деньгами поехал. И сразу проиграл. Здесь все очень просто: ты катаешься в кайф и тогда попутно можешь и денег заработать, и с друзьями покататься. 

Кроме соревнований какие-то тусовки вейкбордистов проходят в течение года?

Да мы все время катаемся. Самое главное — кататься всем вместе. Неважно где, будь то Тайланд или моя база. Мы и в Москву приезжаем кататься — я, кстати, столько вэйкбордических катеров, как здесь, нигде в жизни не видел. Людей, которые занимаются вейком, становится все больше. На чемпионат России в этот раз приехало около 50 человек. Катеров покупают немерено. 

Расскажите про свою школу.

В первую очередь нужно сказать спасибо моему папе. Если бы не мой отец, у меня бы ничего не получилось вообще. Без мамы тоже ничего бы не получилось, потому что она со мной маленьким по соревнованиям ездила. Моя школа находится в Санкт-Петербурге, прямо в черте города. Там стоит мой MasterCraft X-2. Тренер — я сам. Я взял всего лишь 15 самых близких друзей, и совсем не для того, чтобы заработать на этом денег. Дешевле, чем у меня, ты не прокатишься нигде, хотя и получишь полностью загруженный катер и квалифицированного тренера. Все мои друзья приезжают с канистрой бензина, мы заправляем катер и едем кататься. Все это потому, что я хочу, чтобы вэйк был массовым, хочу, чтобы люди несли за собой эту тему. Потому что вэйк — это в первую очередь удовольствие. 

Какие планы на этот год?

Самое важное — чемпионат мира в Корее в сентябре. Будет и чемпионат России. Надеюсь, договорюсь с нашими спонсорами, чтобы провести кубок MasterCraft. Состоится и Wake World Russia, опять, наверное, привезут какую-нибудь звезду. В прошлом году приезжал Рикки Гонзалес. Мы его дружно чпокнули — и он уехал домой с пятым местом.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: