Персона
2002, 00 – Март

Сэр Питер Блейк

Многие из-за этого стихотворения стали называть Киплинга «бардом империализма». Причем эти люди не были членами союза писателей СССР или даже членами I Интернационала. Этот ярлык был наклеен на Киплинга родной английской критикой. Поэт не стал ничего доказывать. Эти люди неправильно его поняли. Питер Блейк нес бремя белых «по Киплингу». И погиб от рук именно этих полудетей-получертей


Питер последний раз смотрит свои карты. Его прибытие в Макапу ожидается лишь на следующий день. Власти региона подготовили прием с подобающими «сэру Питеру Блейку» почестями. Герой Кубка Америки – настоящий джентльмен: он не хочет смущать организаторов приема, причалив к Макапе, расположенной в устье Амазонки, на сутки раньше назначенного срока. Город ничем не примечателен кроме того, что здесь встречаются воды Амазонки и Атлантического океана; в зависимости от времени года – сезона засухи или дождей – один поток берет верх над другим. Но они никогда не смешиваются. Так же и в жизни Питера. Завершив спортивную карьеру, он начал другую жизнь, в качестве исследователя.

Местечко казалось ему удачным: портовые службы и деревушка, раскинувшаяся на берегу огромной реки, словно курорт у Средиземного моря. Решение об остановке было принято. Это будет расположенная к югу от Макапы Сантана, название которой здесь произносили как «Санта-Анна». Когда же Seamaster причалил к берегу, Блейк был несколько разочарован. Пейзаж, как и во многих других местах, был изрядно испорчен промышленностью. Что поделать... Это на одну ночь. Он и не подозревал, что бросил якорь в логове «водяных крыс» – пиратов, названных так потому, что они нападали на судно, взбираясь по якорной цепи. В этой технике абордажа они стали мастерами, а прибытие в городок двухмачтовой 36-метровой яхты не могло остаться незамеченным. Кое-кто уже мечтал поживиться содержимым этого плавучего сейфа. Алюминиевый корпус яхты они приняли за серебро. Дело казалось таким же выгодным, как ограбление какого-нибудь торгового судна, на которых они специализировались. Все нужно было сделать быстро: добыча достанется тому, кто будет первым. А шум на берегу свидетельствовал о том, что к нападению готовятся еще несколько банд.


Судно речной полиции, проходившее мимо, предупредило Питера, что место, которое он выбрал для остановки, «неспокойное». Всегда осторожный Блейк последовал совету, и Seamaster переместился подальше. Однако пиратам стало быстро известно и новое место стоянки. На катере бандиты подошли к яхте. Перескочив на палубу, они начали стрельбу. Блейк схватил единственное имеющееся на судне ружье и стал отстреливаться. Это было 6 декабря прошлого года.

Цвет траура – черный, но вся Новая Зеландия оделась в красное после страшного известия о гибели своего любимца Питера Блейка. Тысячи новозеландцев отдали дань своему герою, надев красные носки, подобные тем, что стали счастливым талисманом всей страны: в них был сэр Питер во время первого победного выступления Team New Zealand в Кубке Америки.

По иронии судьбы, Питера Блейка будут помнить именно за победу в нелюбимом им Кубке Америки, а не за успехи в Whitbread Round the World Race – событии, которое он любил.

Во время пятой для Блейка гонки Whitbread 1989–90 гг. уроки предыдущих четырех дали хороший результат. Яхта Блейка, Steinlager 2, с потрясающей легкостью выиграла все этапы.


Команда относила удачу на счет ярких ядовито-розовых носков, которые обычно надевал Блейк перед каждым большим плаванием. Жена Блейка, Пиппа, была немало смущена тем, что Питер выбирал такие, мягко говоря, нестандартные носки, но, как бы то ни было, все считали, что они помогают команде.

Позже, на Кубке Америки 1995 года, когда феноменальные способности Питера Блейка изыскивать средства были брошены на укрепление финансовой состоятельности Team New Zealand, за пять дней было продано 100 000 пар красных носков. Их надели на животных в оклендском зоопарке. В красных носках были также замечены премьер-министр Джим Болджер и генерал-губернатор Дэйм Кэт Тизард. Страна была у Блейка в кармане.

«Наверное, Кубок Америки – это наивысший дар, который человек может преподнести своей стране», – сказал он в эйфории празднования победы 1995 г. Правда, потом Блейк признал, что подобное утверждение звучало несколько напыщенно. Но в отношении Новой Зеландии оно было уместным.

Пять лет назад его спросили: «Каковы ваши планы на старость?» Блейк ответил: «Я хочу много путешествовать. Я вырос на семейной лодке, меня брали в плавание ребенком, и это было здорово. Для меня не наступит время, когда я скажу: хватит, пора остановиться».


В 1999 г. Питер Блейк был назначен главой экспедиций Общества Кусто. Так и произошел переход от спорта к путешествиям. Был куплен Seamaster, 36-метровая специальная исследовательская яхта со съемным дополнительным оборудованием и ледокольным носом. Когда византийские дела Общества Кусто приобрели широкую огласку, были организованы blakexpeditions – экспедиции Блейка, имеющие в своей основе аналогичную задачу: рассказать миру о качестве воды на планете.

«Хорошая вода – хорошая жизнь; плохая вода – плохая жизнь; нет воды – нет жизни» – таков был девиз и боевой клич экспедиций Блейка. Именно поэтому Seamaster отправился в плавание вверх по Амазонке. В одном из последних свидетельств об этом путешествии говорилось о тихой безветренной погоде и коричневых водах реки. «Почему мы здесь? – размышлял Блейк. – Потому что мы можем это изменить».

Питер Блейк нес бремя белых до последнего дня своей жизни. Киплинг был бы доволен. Блейк понял его правильно.


Сэр Питер Блейк: 1948–2001

1948 Родился в Окленде, Новая Зеландия

1968 Победил в New Zealand Junior Offshore Group Championship на построенной самим килевой лодке Bandit

1970 Приглашен сэром Робином Нокс-Джонстоном в команду Ocean Spirit для участия в гонке Cape to Rio Race

1973–74 Участвовал в первой гонке Whitbread Round the World Race на яхте Burton Cutter

1977–78 Вахтенный на яхте Health's Condor во время второго выступления в гонке Whitbread Round the World Race

1979 Будучи шкипером яхты Health's Condor, установил рекорд гонки Fastnet Race (знаменитая «штормовая» гонка, в которой погибли девять яхтсменов и затонули пять яхт)

1981–82 Шкипер Ceramco New Zealand во время третьей гонки Whitbread Round the World Race

1985–86 Шкипер Lion New Zealand в четвертой гонке Whitbread Round the World Race


1989–90 Шкипер и руководитель проекта Steinlager 2, яхты, выигравшей каждый этап и всю гонку Whitbread Round the World Race (пятую на его счету)

1994 Установил новый рекорд в гонке Жюля Верна в качестве со-шкипера яхты ENZA с Робином Нокс-Джонстоном, совершив кругосветное плавание за 74 дня 22 часа

1995 Лидер команды Team New Zealand, участвующей в Кубке Америки на яхте Black Magic. Лишь во второй раз за 144-летнюю историю Кубок выиграла не американская команда. Получил рыцарский титул за заслуги в яхтенном спорте. Избран британским яхтсменом года

1997 Назван преемником Жака-Ива Кусто, став главой Общества Кусто и шкипером исследовательского судна Calypso 2

2000 Успешно отстоял Кубок Америки во главе Team New Zealand

2001 Основал blakexpeditions для путешествий в районы, имеющие важнейшее значение для мировой экосистемы. Назначен особым послом ООН по программам защиты окружающей среды


ENZA

Абсолютный рекорд скорости 1994 г., установленный на ENZA во время безостановочного кругосветного путешествия (гонки Жюля Верна), – 74 дня 22 часа 17 минут, – улучшил время, достигнутое в предыдущем году Бруно Пейроном на Commodore Explorer почти на четыре с половиной дня, а для команды ENZA это было «плавание во имя жизни», особенно учитывая шторма последних двух дней плавания. За плечами у Питера Блейка к тому времени были уже 550 000 пройденных миль (эквивалентные 25 кругосветным плаваниям) и бесчисленные победы в различных соревнованиях.

«При просмотре видеозаписи плавания на ENZA у меня до сих пор бегут мурашки по коже», – вспоминал Блейк несколько лет спустя.

«Это может показаться банальным, но мы действительно спрашивали себя, наступит ли для нас завтра... Не многие люди могут привыкнуть постоянно ходить по лезвию ножа, как мы. Эти ощущения интересно испытать однажды, от силы – дважды в жизни».

«Я люблю плавание ради плавания. Мне просто нравится быть в море. Иногда море ужасно – холодное и мокрое. Однажды, во время гонки Whitbread, я надевал длинное нижнее белье в течение 40 дней подряд и уже начал думать: «Что плохого в том, чтобы ходить на работу с 9 до 5?» Но потом ты видишь потрясающей красоты закат, или морских птиц, или кита, и понимаешь: даже если твой офис расположен очень высоко, ты не увидишь всего этого никогда».

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: