Искусство
2010, 48 – Июль-август

Иван & Айвазовский

Главный специалист по творчеству Ивана Айвазовского Иван Самарин в беседе с арт-директором галереи 'Эритаж Кристиной Краснянской рассказал о секрете популярности выдающегося русского мариниста среди коллекционеров и о том, чего стоит опасаться при формировании яхтенной коллекции


Иван Самарин — гражданин мира. Отец Ивана и вся его семья в 1930-х годах чудом были вывезены бабушкой в Париж, где он рос в русском квартале. Сам Иван родился в Вене и рос в Лондоне. Несмотря на то, что он наполовину русский, воспитывали детей в семье Самариных как иностранцев — отец осознанно принял такое решение, побывав в Москве в 1950-х годах. Иван Самарин окончил Итонский колледж и Оксфорд. Он не раз бывал у бабушки, так и оставшейся жить в русском квартале Парижа, и был настолько очарован этим островком России посреди Европы, что начал учить русский язык, которым сейчас прекрасно владеет.

Случай, который привел его, специалиста по французской литературе, в аукционный дом Sotheby's, Иван считает самым счастливым в своей жизни. Джону Стюарту, бывшему тогда консультантом Sotheby's по всему, что касалось России, через знакомых передали телефон Ивана. Русский отдел Sotheby's состоял из нескольких специалистов при отделе драгоценных шкатулок. Прекрасно образованный русскоговорящий молодой человек оказался как нельзя кстати, ведь к началу 1990-х годов на рынке появились серьезные коллекционеры из России. Результатом деятельности Ивана в Sotheby's стала организованная им совместно со Стюартом первая русская неделя в 1996 году.


Творчеством Ивана Константиновича Айвазовского Иван заинтересовался вслед за все возрастающей его популярностью на международных торгах. Иван говорит, что интерес к творчеству русского мариниста подпитывался еще и тем, что было очень мало опубликованной информации об Айвазовском. Он сам собрал очень много материала о жизни и творчестве Ивана Константиновича и издал монографию, хорошо известную и в России, и за рубежом. Сейчас Иван Самарин руководит собственной консалтинговой компанией, специализирующейся на русском искусстве, а также организует аукционы русского искусства для Stockholms Auktionsverk — старейшего аукционного дома в мире и одного из самых крупных в Скандинавии.

Имеет ли русское искусство как инструмент инвестирования какие-то индивидуальные особенности?

Я бы не советовал рассматривать искусство только как инструмент инвестирования. Приобретать предмет искусства нужно прежде всего потому, что он нравится. Помните — настоящее искусство не имеет истинной стоимости. Если вы купили ужасную картину только потому, что кто-то вам сказал, что она может возрасти в цене, но она в цене на самом деле упадет, все, что у вас останется — это ужасная картина...

Русское искусство — редкость, поскольку до XVIII века в стране не существовало светской живописи. Редким явлением она оставалась до середины XIX века. При этом в России довольно большая культурная прослойка людей с традицией коллекционирования. В Великобритании, например, больше искусства, но меньше населения, и молодое поколение почти не интересуется ни историей, ни антиквариатом.


Вы крупнейший специалист по творчеству Ивана Айвазовского. Этот художник необычайно популярен среди российских коллекционеров. Есть ли, на Ваш взгляд, объяснение тому, что так притягивает любителей искусства в его работах?

Айвазовского любят коллекционеры со всего мира. Он был самым дорогим русским художником XIX века на рынке во времена Советского Союза, когда россияне не имели права приобретать что-либо. Он особенно популярен у коллекционеров из Армении и у армянской диаспоры, а также в Турции, Греции и Италии. Теперь, когда его родной Крым принадлежит Украине, я встречаю веб-сайты, описывающие Айвазовского как украинского художника.

Можно ли утверждать, что многим коллекционерам очень близки морские пейзажи в целом? Или только в работах Айвазовского есть что-то, что завораживает их?

Я думаю, просто в XIX веке ни один художник не писал море столь умело, как это делал Айвазовский.


Правда ли, что Айвазовский писал море в мастерской?

Это правда, но начинал ведь он совсем по-другому. Он изучил море во всех его часто сменяющихся состояниях, до середины 1840-х годов работал в романтической традиции пленэрной живописи, писал с натуры. Есть изумительный отрывок из воспоминаний пейзажиста Ильи Остроухова о том, как работал Айвазовский в преклонном возрасте: «Во время одного из моих путешествий за границу, в Биарритц в 1889 году, я собрался узнать больше о методах работы знаменитого мариниста Айвазовского. Тем более в то же время, что я приехал в Биарритц, там оказался и Айвазовский. Самому уважаемому художнику в то время было больше 70 лет... Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, он тут же вытащил меня на прогулку по берегу океана. Был шторм, и Айвазовский залюбовался видом волнорезов у пляжа...

Не отрывая глаз от океана и ландшафта ближайших холмов, он медленно достал свой крошечный блокнот и нарисовал в нем карандашом не более трех линий: линию дальних холмов, линию океана у подножья этих холмов и линию берега. Затем мы продолжили прогулку. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий с другой точки.

"Сегодня туманный день, — сказал Айвазовский. — Будьте добры, подскажите мне, где встает и заходит солнце в этой части света?"

Я сказал ему, он сделал несколько заметок в своем блокноте и убрал его обратно в карман.

"А теперь пойдемте. С меня довольно. Завтра я напишу волнорезы в Биарритце..."

И действительно, назавтра он написал три очень выразительные картины, изображающие волнорезы в Биарритце утром, в полдень и на закате».


Встречаются ли на рынке портреты работы Айвазовского?

Портреты работы Айвазовского — большая редкость, возможно, потому, что он не был силен в них. Собственно, коллекционеры их и не ищут.

С чего началось Ваше увлечение Айвазовским? Есть ли у вас любимые работы?

Я заинтересовался Айвазовским, пока работал в Sotheby's, потому что мы регулярно продавали его удивительные работы. При этом почти не было никакой информации о художнике, кроме нескольких публикаций, вышедших в Советском Союзе и описывающих все те же greatest hits из советских музеев.

А я сам очень люблю его миниатюры. Иногда это крошечные панели, которые умещаются на ладони. Они мне кажутся окном в другой мир.

Правда ли, что подобные работы Айвазовский писал в подарок своим гостям, когда хотел дать понять, что они загостились?

Я знаю, что Айвазовский часто устраивал званые обеды в своем доме в Феодосии, и когда гости собирались, они обнаруживали крошечные миниатюры (примерно 3x7 см) в своих тарелках. Миниатюры, о которых говорю я, больше (примерно 20x30 см). Айвазовский часто писал их на панелях из английского дуба высочайшего качества. Они буквально сверкают. Держа их в руках, ощущаешь интимность, которой нет, когда ты стоишь перед большой картиной.

Правда ли, что морские пейзажи Айвазовского и менее выдающихся маринистов очень часто покупаются для яхтенных коллекций?

Конечно. Пожалуй, только если на них не изображено кораблекрушение.

В нашей рубрике мы развиваем тему «искусство на яхте». Что можете сказать об этом?

Я скажу, чего стоит опасаться. Ультрафиолет оказывает негативное воздействие на живописные работы: и на бумагу, и на масло по холсту. Сейчас можно найти современное музейное стекло, которое дает очень хорошую защиту. Но, тем не менее, живопись на яхте стоит вешать там, где она не столкнется с прямым солнечным светом. А какую работу вы выберете для яхтенной коллекции — это сугубо личное дело. Забавно, не правда ли?

heritage-gallery.ru

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: