Дизайн
2011, 51 – Январь-февраль

Между небом и водой

Текст Массимо Паперини
Яхта — единственное средство передвижения, которое может предоставить своему хозяину возможность длительного и комфортного проживания между двумя малоосвоенными стихиями: небесами и водой. О тонкостях такого существования читателям Yachting рассказал архитектор Массимо Паперини, автор единственной на сегодняшний день книги о яхтенных интерьерах


Изначально корпус корабля не был предназначен для комфортной жизни, а служил для перемещения грузов и пассажиров из пункта А в пункт Б. Его форма была продиктована его функцией, а не эстетикой и комфортом на борту. Со временем присущий человеку кочевой дух породил яхту — судно, расчитанное на морские прогулки исключительно для удовольствия ее владельца. Эта яхта по сути, становится домом на воде. Сразу встал вопрос об «обитабельности» данного объекта, об эстетике и комфорте на борту.

В XIX веке человек не придумал ничего лучше, как взять и перенести на борт яхты свой собственный дом с камином, фарфоровым сервизом и хрустальной люстрой. Дизайн интерьеров первых прогулочных яхт ничем не отличался от современных им домов, и о том что вы находитесь все-таки на воде, а не на суше, говорили только низкие сводчатые потолки и маленькие оконные проемы. Постепенно стало понятно, что предметы интерьера, применимые в быту на суше, не совсем уместны в быту морском. Результатом подобного переосмысления внутреннего пространства яхты стало появление стиля, на многие годы ставшего классическим, с преобладанием синего и белого цветов, лакированного дерева и т.п. Одна из самых красивых яхт, созданных в данной стилистике — Linette, построенная в Нью Йорке в 1905 году: никакой лепнины, бабушкиных кофейников и скатертей с оборочками, четкая геометрия линий, цветовой аскетизм, мебель спроектированная специально для жизни на борту, учитывающая внутренние пространства, форму и динамику корпуса.

 

Если посмотреть на интерьеры яхт вплоть до 80-х годов ХХ века, мы увидим практически одну и ту же картину внутреннего убранства, независимо от верфи и года выпуска, одни и те же цвета, одни и те же материалы. На суше полным ходом сменяли друг друга архитектурные стили, а в яхтенном дизайне — полный штиль, и кажется, что так и надо, что это и есть единственно-возможный рациональный подход к жизни на борту. Этот порочный круг удается разомкнуть с появлением на рынке мегаяхт класса люкс. Не последнюю роль в этом сыграли размеры самих мегаяхт, позволившие дизайнерской фантазии разгуляться и отойти от привычных рамок.

Все больше и больше гражданских архитекторов и промышленных дизайнеров приходили в яхт-дизайн, принося с собой не только свой опыт и видение мира, но и новые для отрасли материалы, как дерево зебрано и эстек (искуственное тиковое дерево). Освещение обретает новую функцию-создает атмосферу на борту, зрительно увеличивает и «облегчает», порой узкие пространства корпуса, а мебельные компании создают специальные «морские линейки». Если дом на суше — это объект, который в первую очередь соседствует с миром вокруг, то современная яхта — это объект, внутренним и внешним миром которого является исключительно его хозяин.


День сегодняшний

Ле Корбюзье воспринимал дом как machine à habiter (машина для жизни). Эта же идеологема применима и к жизни на борту, причем, возможно, даже в большей степени, поскольку яхта и в прямом и переносном смысле является машиной для жизни, предоставляющей все возможные блага для ее обитателей. Эти блага и обладание ими и порождают современные тенденции в яхт-дизайне. Две сферы промышленного дизайна оказывают существенное влияние на современный яхтенный дизайн — это архитектура и автомобильная индустрия.

Вслед за гражданской архитектурой одной из главных тенденций современного яхт-дизайна становится использование стекла: если раньше сообщение с внешним миром осуществлялось через небольшие округлые отверстия, то сейчас некоторые иллюминаторы превосходят высоту человеческого роста, а надстройки становятся полностью стеклянными. Современные технологии позволяют придавать стеклу все более изощренные формы, достигая более широкого угла обозрения и большей естественной освещенности. Меняют форму и сами иллюминаторы — сейчас очень актуальны вертикальные разрезы.


Еще одной немаловажной тенденцией является желание максимально увеличить площадь, «соприкасающуюся» с морем: балкончики, балконы, обширные боковые террасы, просторные кормовые платформы и даже, в наиболее радикальных вариантах вся кормовая часть, которая «срезается» до уровня моря, образуя своеобразный «пляж». Человек больше не хочет отгораживать себя от моря, предпочитая полный контакт со стихией. Из автомобильного дизайна к нам приходит тренд на окраску корпусов и надстроек в яркие цвета: красный, оранжевый, металлик приходят на смену классическому белому и синему. Есть яхты-хамелеоны, меняющие свой цвет в зависимости от освещения. Но чемпионом по экстравагантности и яркости на данный момент по-прежнему остается Guilty с его нереальным «камуфляжем» от Джефа Кунса.

Автомобильная индустрия использует в своей работе самые современные научные достижения и технологии. В свою очередь яхтенный дизайн заимствует их у автомобильщиков. Благодаря новейшим технологиям, становятся возможными эксперименты с формой корпуса и надстройки: их линии становятся все более смелыми и футуристичными, острые углы и простая геометрия сменяют округлые линии царствовавшие в 90-е года. Очень актуален стиль war ship и vintage submarine. Умелое использование освещения в сочетании с различными материалами, такими как натуральное дерево, позолота, хромированные и непрозрачные поверхности, позволяет создавать различные атмосферы в одних и тех же интерьерах. Линейная подсветка пола, потолка, лестничных пролетов и основания мебели расширяет пространство, делает его воздушным, стены и мебель как бы «парят» над полом.


В последнее время многие известные производители кухонной мебели начали выпуск «морских линеек». Ультрасовременная, удобная, красивая, а главное, разработанная специально для условий приготовления пищи на борту. Но самый последний тренд — это вынесение кухни с основного корабля на специальное сопровождающее вспомогательное судно. Таким образом, освобождается место для более насущных вещей, например, велнесс-центра. Сейчас можно удивить скорее отсутствием, нежели присутствием гидромассажной ванны на борту даже средней по размеру яхты. Желание владельцев иметь как можно больше объектов для поддержания в тонусе души и тела вполне понятно, а дизайнеры идут на всевозможные ухищрения, чтобы удовлетворить эти запросы и предоставить все, и даже больше: спа-центры, сауны, бассейны и спорт-залы. Всевозможные «игрушки» занимают не последнее место в листе пожеланий клиентов: кто-то хочет иметь на борту целую флотилию, как в случае с Le Grand bleu, ну а кто-то хочет забрать с собой на борт баскетбольную площадку.

Всемирный финансовый кризис, который сильно ударил по яхтенному сектору, если не породил, то по-крайней мере дал сильнейший толчок к развитию эко-тенденции, наиболее сильной и быстроразвивающейся на данный момент. Технологии экономного разходования топлива, приводящие к уменьшению выбросов углекислого газа в атмосферу, гибридные двигатели, покрытия и текстиль, работающие по принципу солнечных батарей, искусственное или специально выращенное тиковое дерево и многое другое. Люди начали бережнее относиться не только к собственному состоянию и здоровью, но и к окружающей среде, ведь все это взаимосвязано.


Рецепт успеха

Залог успешного дизайна яхты — гармоничность. Яхта — это не «коробка», которую нужно взять и просто обставить. Чтобы не получить «сборную солянку», когда корпус не имеет ничего общего с надстройкой, а надстройка противоречит внутренним пространствам, нужно понимать что внешнее вытекает из внутреннего, и наоборот. Яхта — это единственное средство передвижения в котором возможно длительное проживание человека, как внутри, так и снаружи, это организм, в котором все взаимосвязано, например, количество кают и их размещение диктует количество и форму иллюминаторов и т.д. Дизайн яхты — это сложный процесс движущийся по спирали, с самого первого наброска на бумаге до спуска на воду, дизайнер несколько раз «возвращается» в одну и ту же точку, постепенно оттачивая и доводя до совершенства свое творение.

В заключении могу привести несколько примеров, на мой взгляд, отвечающих всему вышеперечисленному и дающих некоторое понятие о яхте будущего: 80m Project Light  (Fincantieri) — элегантность и чистота линий, Exuma (Picchiotti) — изящество линий, прекрасный корпус, бережное отношение к окружающей среде, Green Voyager 144 (Kingship Marine) — безупречные линии и пропорции, первая прошедшая сертификацию RINA Green Plus, Ghost 180 и Ghost 180V (Ghost Yachts) — очень актуальный, а самое главное индивидуальный дизайн, легко заметный во всех работах данного коллектива, Silver (Hanseatic Marine) — безупречные пропорции корпуса и надстройки, отличный пример взаимосвязи внутреннего с внешним, облегченный вес и экологичность, Evoe 118 (Berret Racoupeau Yacht Design) — отличный пример того как парусная яхта может быть комфортабельной не теряя при этом своей спортивности, 110’ RS Thalima (Southern Wind) и Nautor 82 Polytropon II (Nautor's Swan) — безупречно осовремененная классика, а во втором случае еще и приправленная сверхновыми тенденциями, Dark Shadow  (Wally Yachts) — безукоризненное использование черного и белого как в интерьере, так и в дизайне экстерьера.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: