Регата
2013, 64 – Март-апрель

Соло в океане

Фото Jean Marie Liot, Vincent Curutchet
Текст Евгения Бакунова
Раз в четыре года порт небольшого французского города Ле-Сабль-д'Олон превращается в гигантский муравейник. Со всех концов мира сюда на побережье Бискайского залива устремляются сотни тысяч почитателей паруса. Все они хотят стать свидетелями исторического момента — старта и финиша уникальной и беспрецедентной по сложности парусной гонки, имя которой Vendée Globe


Vendée Globe — кругосветная гонка одиночек. Не обязательно быть парусным гением, чтобы понимать масштаб происходящего. Это гонка без остановок и без права на помощь извне. Все технические проблемы гонщик должен решать сам, а поддержка команды может быть только консультационной. «Кучка сумасшедших на странных машинах», — так описал Vendée Globe ее первый победитель Титуан Ламазу в 1990 году.

Дистанция и условия этого состязания таковы, что вообще вряд ли можно придумать какое-то еще более сложное испытание морем. Поэтому Vendée Globe традиционно собирает самых безбашенных экстремалов. Кто-то называет их авантюристами, но на самом деле это профессионалы самой высшей пробы, коих в парусном мире далеко не так много, как кажется.

В этом году гонка проводилась в седьмой раз и собрала 20 шкиперов из семи стран. И хотя все участники — корифеи офшорного яхтинга, половина из них до финиша не добралась, и это лишний раз подчеркивает нетривиальность гонки и величие ее победителя.


«Парусный Эверест», как принято называть Vendée Globe, на этот раз выиграл 29-летний Франсуа Габар, став самым молодым чемпионом в истории этой кругосветки. Кроме того, он улучшил рекорд гонки, установленный Мишелем Десжуайо в 2009 году, сразу на шесть дней — плавание вокруг света у Габара заняло 78 дней 2 часа 16 минут и 40 секунд.

Ликованию многотысячной толпы зрителей не было конца. Огромные слова «Спасибо, Франсуа!» красовались на песке городского пляжа и хорошо читались с воздуха. Авторитет Vendée Globe во Франции настолько высок, что победитель гонки автоматически становится национальным героем.

Через час после финиша Франсуа Габар давал пресс-конференцию. Он сидел перед огромной журналистской аудиторией, скромный, улыбчивый и совсем не соответствовал стереотипному образу бывалого морского волка, только что прошедшего четыре океана. Похоже, что сам герой еще не осознавал того, что стал живой легендой и навсегда вписал свое имя в мировую яхтенную историю.


Вторым на финиш регаты пришел Армель Ле-Клеаш на яхте Banque Populaire. Его отставание от победителя составило всего 3 часа 17 минут — для кругосветной гонки это ничто. Весь путь от старта до финиша Ле-Клеаш и Габар шли практически вровень, попеременно лидируя. Такая «компактность» гонки становится характерной для топ-регат мира. Третье место досталось британскому гонщику Алексу Томсону (яхта Hugo Boss), он пришел на финиш через два дня после Габара.

Vendée Globe зародилась здесь же, в Ле-Сабль-д'Олон, в 1989 году и поначалу воспринималась как чисто французская, но быстро набрала вес и получила во всех смыслах глобальное признание. За 23 года истории регата стала мерилом шкиперского мастерства и показала яркие примеры гармоничного симбиоза яхтсмена и лодки в борьбе со стихией и преодолении океанов.


Гонка проходит на 60-футовых яхтах класса Open. Это мощные лодки, предназначенные для океанских гонок в одиночку или вдвоем. Лодки оборудованы качающимся килем, поэтому могут ходить круче к ветру, а конструкция корпуса позволяет выходить на глиссирование и достигать скоростей в 25 узлов и выше. Жизнь шкипера слегка облегчают автопилоты, радары и прочая навигационная техника. Но паруса и такелаж по-прежнему требуют значительных физических затрат, а психологическая выносливость подразумевается по умолчанию. Бытовых удобств на яхтах Open 60 практически нет. Вес лодки — важный фактор с точки зрения ее скоростных возможностей, поэтому такая роскошь, как душ или туалет, здесь не предусмотрена. Сон одиночки в море краток и тревожен — шкипер спит лишь 5–6 часов в сутки, причем урывками и не более чем по часу. Пресная вода добывается при помощи опреснителя, а вот гастрономические изыски возможны и даже практикуются, но в очень малом количестве: кто-то берет с собой бутылочку шампанского, кто-то — баночку фуа-гра или хамон. Ведь Рождество и Новый год участники регаты встречают в море.


Сильнейшие штормы для Vendée Globe — нормальное состояние, поэтому аварии и поломки, как правило, носят фатальный характер. В шести предыдущих Vendée погибли два участника: в 1992 году Найджел Берджес утонул в водах Биская, а в 1997 году в Тихом океане вместе с лодкой пропал Джерси Роуфс. (Его лодка спустя полгода была выброшена на берег в Чили.) В гонке 1996–97 годов три яхты потеряли киль в водах Южного океана. Операции по их спасению отличались особой сложностью, так как проходили в самых неспокойных акваториях мира.

А в предыдущей гонке мы стали свидетелями великого взаимопонимания между участниками гонки: идя по дистанции третьим, Винсент Риу бросился на помощь сопернику Жану Ле-Каму, яхта которого, потеряв киль, перевернулась в районе мыса Горн. В процессе спасения коллеги в бушующем море Винсент Риу, видимо, повредил свою лодку, потому что через 36 часов его яхта лишилась мачты. Риу прервал гонку, но смог отремонтироваться и впоследствии достойно финишировать. За спасение соперника гоночный комитет премировал яхтсмена временным гандикапом, с его учетом Винсент Риу занял в гонке третье место.


Без драматизма не обошлось и в настоящей гонке, причем все началось с первых же дней состязания. Сначала яхта Safran лишилась киля, и ее шкипер Марк Гилемо сошел с дистанции. Затем в течение двух недель один за другим покинули гонку еще шесть яхт. Две из них (Groupe Bel и Bureau Valley) столкнулись с рыболовными судами. Яхта одного из фаворитов гонки Винсента Риу PRB получила несовместимые с гонкой пробоины, врезавшись в большой портовый буй, свободно дрейфующий по морским просторам. Лодка Саманты Дэвис потеряла мачту в шторме у Азорских островов, а Сбигнев Гутковски и Джереми Бейу отказались от продолжения гонки из-за неисправности оборудования.

Южные широты гонщики прошли спокойнее, но возвращение в Атлантику ознаменовалось новыми происшествиями. Сначала лодка Жан-Пьера Дика, шедшего на тот момент третьим, потеряла киль в районе Азор. Чудом удержав свою яхту Paprec Virbac 3 от опрокидывания и полностью заполнив балластные танки, Жан-Пьер Дик продолжил путь. Неизбежное снижение скорости привело к потере места на пьедестале, однако отважному шкиперу удалось финишировать четвертым. Болельщики по достоинству оценили мастерство Жан-Пьера Дика: пройти 2650 миль на лодке без киля в зимней Северной Атлантике — настоящий подвиг.


День спустя где-то между Мадейрой и Азорскими островами перевернулась яхта Acciona испанского шкипера Хавьера Сансо. Все произошло так быстро, что шкипер оказался в воде раньше, чем понял суть происходящего. Ему не без труда удалось активировать спасательный плот, где он впоследствии дожидался вертолета со спасателями. На этом гонка для испанца закончилась.

Но вернемся к победителю. Vendée Globe можно проиграть из-за невезения, но выиграть ее за счет одной только удачи нереально. Несмотря на то что гонка эта индивидуальная, результат во многом зависит от работы береговой команды каждого шкипера. «Победа в гонке начинается на берегу», — говорит Мишель Десжуайо, наставник чемпиона и единственный в «клубе Vendée Globe», выигравший ее дважды. Не последнюю роль играют и спонсоры. Бюджет команды составляет 5–7 млн евро, и без мощной финансовой поддержки ни одна лодка не вышла бы на старт.

Ну а сам Франсуа Габар описывает свой опыт, полученный в гонке, просто: «Не знаю, захочу ли я когда-нибудь вновь пойти в эту гонку. Сейчас у меня этого желания нет. Чтобы участвовать в Vendée Globe, надо иметь непреодолимое желание, иначе это будет как очень суровое наказание, опасное и вредное для здоровья. Но, безусловно, это великая гонка!»

Время победителей

1 Франсуа Габар 78 д. 2 ч. 16 м. 40 с.
2 Армель Ле-Клеаш 78 д. 5 ч. 33 м. 52 с.
3 Алекс Томсон 80 д. 19 ч. 23 м. 43 с.
4 Жан-Пьер Дик 86 д. 3 ч. 3 м. 40 с.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Frauscher-858-1017-1414-2019-06

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: