Лица
2015, 80 – Ноябрь-декабрь

Парусная мечта

Текст Екатерина Малышева
Ли МакМиллан (Leigh MacMillan), известный британский яхтсмен, участник Олимпийских игр 2004 и 2008 годов, звезда известной во всем мире серии гонок на катамаранах Extreme Sailing Series, один из этапов которой второй год подряд проходит в самом центре Санкт-Петербурга, откровенно о парусном спорте в интервью Кате Малышевой

История Extreme Sailing Series официально началась в 2007 году — это гонки стадионного формата в центральных акваториях всего мира. В составе этого года команда The Wave, Muscat, и ее шкипер Ли МакМиллан, самые титулованные участники. Ли гоняется в серии практически с самого основания и неоднократно становился победителем. Для меня особенно интересно было поговорить с ним о международном парусном спорте, сильнейших яхтсменах и, конечно, женщинах, без которых будущее паруса уже невозможно.

Хочу начать с Extreme 40. В этом году среди участников нет многих сильнейших команд, таких как Alinghi, J.P.Morgan, Groupama. Что вы думаете о составе этого года? Достаточно ли он сильный? По-прежнему ли вам интересно соревноваться?

Все еще интересно, хотя мы и не досчитались нескольких крупных команд в этом году. Cейчас в гонках участвуют те, кто в Extreme Sailing Series давно, такие команды как Red Bull и SAP. У них достаточно опыта, и они совершенствовались в течение всего последнего сезона. Они на вершине, и они те, с кем нужно бороться. Alinghi были сильнейшими в прошлом году и два предыдущих года, и этих парней очень сложно победить, так что тяжело что-либо говорить об их уходе.


Вы считаете себя самой сильной командой этого года?

Нет, мы были командой много лет, и тут есть свои плюсы и минусы, потому что, когда вы соревновались вместе столько раз и столько лет, очень тяжело продолжать совершенствоваться. Так что это очень сложно для нас — соревноваться почти в верхушке группы, и, знаете, одно из испытаний в серии этого года то, что мы не исключительно сильная команда. В некоторых условиях мы чувствуем себя уверенно, но в других случаях есть команды очевидно сильнее нас. Все, что нам остается, это продолжать делать все возможное для победы.

Как вам гонки в Санкт-Петербурге, это был легкий этап? Вы победили, как мне кажется, достаточно просто.

Это была великолепная гонка. Сильное течение, и ветер против течения, что делает его еще сильнее. Вымпельный ветер. Все это создало просто отличные условия для гонки. Это так здорово, это фантастика — прибыть на место, где обычно не проводятся парусные соревнования, и сделать нечто из ряда вон, необыкновенное для этой гоночной акватории. Это новый опыт для нас в парусном спорте.


Уникальность Extreme Sailing Series в том, что каждый этап — это новая страна. Вам нравится пробовать в каждом городе что-то новое, отдыхать?

Да, разумеется. У нас нет большого количества свободного времени, мы очень сосредоточены на яхтинге, но, когда мы едем в новые места, нам нравится знакомиться с теми особенными вещами, которые они могут нам показать, и Санкт-Петербург — потрясающий в этом плане город.

Согласна. Но вернемся к гонкам, в каких парусных классах и соревнованиях вы участвуете в этом году?

В этом году я максимально сосредоточен на Extreme 40 и Bullitt GC32. Это катамараны, но они более технологичны, у них подводные крылья, как в Кубке Америки, так что это здорово — гоняться на них и получить такой опыт. Это две основные категории, на которых я сосредоточен.

Всего два класса? И больше ничего?

Да, это и так довольно напряженно.


Легко ли вам будет вернуться к монокорпусникам после катамаранов или же требуется время, чтобы изменить свою технику?

Не думаю, что это займет много времени. В прошлом году я за месяц влился, даже поехал на чемпионат мира, освоив одноместную гоночную яхту на подводных крыльях, которая является совсем иным судном в сравнении с однокорпусниками, обычными килевыми лодками или катамаранами. И я пришел двадцать третьим на чемпионате мира в Австралии, я не победил, но за такой короткий срок понял и научился справляться с лодкой довольно неплохо.

У вас есть мечта, связанная с парусным спортом?

Раньше — выиграть золото на Олимпийских играх. Это была моя мечта в детстве и юношестве, когда я участвовал в двух Олимпиадах и хотел победить. Но спорт движется вперед в моем понимании, так что теперь это гонки на подводных крыльях, будет просто фантастически победить в Кубке Америки.

Вы мечтаете о Кубке Америки с командой Oman?

Это моя личная мечта, нет пока планов, связанных с какой-то конкретной командой.


Что вы думаете о развитии парусного спорта в целом? Что меняется, какой он — парус будущего?

Основная перемена сейчас — это технологии. Уже много лодок на подводных крыльях, они разгоняются до невероятной скорости, возможность идти так быстро совершила революцию в этом спорте. Это меняет многое: стратегию, твой способ управления лодкой, предполагаемую реакцию паруса на ветер. Это совершенно другое ощущение, и это огромная перемена, вероятно, одна из самых больших, что мы увидим на своем веку, потому что все лодки сейчас становятся быстрее и проводят меньше времени в воде. Это очень волнительное время.

Становится ли легче управлять лодкой? Я имею в виду с точки зрения технологий.

Конечно, все системы обновляются. Мне кажется, что парусный спорт развивается в том же направлении, что и мотоспорт вроде «Формулы-1», становится более интересным для аудитории, более зрелищным. Поскольку основная проблема, на мой взгляд, в развитии парусного спорта заключается в том, что люди, которые приходят на пляж посмотреть на обычные лодки, не катамараны, как правило, не очень понимают, что происходит и почему все так медленно.

Интересно. А что происходит с яхтсменами? Много ли новичков приходит сейчас в парус?

Сейчас много возможностей для молодых людей попасть в этот спорт, наверное, даже больше, чем когда-либо. Лодки становятся быстрее, и молодежь обучается быстрее. Так что это становится все более и более естественным для них достигать успехов с этими технически продвинутыми лодками, потому что они вроде как на всем этом выросли, в то время как люди, которые росли на более медленных лодках, испытывают больше сложностей. Так что возможностей очень много, и молодежь приходит, и так будет продолжаться и дальше, поскольку технология все больше углубляется в небольшие, молодые лодки, они будут становиться быстрее, это станет их второй натурой.


Что вы думаете о самых сильных яхтсменах? Кто на вершине рейтинга?

На этот вопрос сложно ответить, потому что есть люди, которые достигли многого за долгий срок, кто все еще участвует в соревнованиях, такие как Рассел Кутс, который выиграл множество Кубков Америки и сейчас управляет командой Oracle. Мы следим за Беном Эйнсли, который, наверное, самый успешный яхтсмен в мире, нынешний олимпийский чемпион. Это те самые парни, которые действительно изменили спорт.

А что насчет женщин?

Женщины? С нами в команде девушка — Сара Эйтон, которая дважды является победителем Олимпийских игр, она очень талантливая и, кстати, еще и мама двоих детей. Женская команда SCA, финишировавшая на Volvo Ocean Race, — это невероятное достижение. И они планируют участвовать снова, хотят использовать весь свой опыт из этой последней гонки, если они смогут это повторить, то окажутся прямо «на передовой», соревнуясь с парнями. Так что, знаете, существует множество возможностей и для девушек, но это тяжело, в этом спорте традиционно доминируют мужчины, но сейчас в нем появляется все больше и больше возможностей для женщин.

Среди яхтсменов бытует мнение, что это именно «мужской мир», я имею в виду мир яхтенного спорта? Конечно, мне нравится женское участие в различных спортивных событиях, но этот спорт требует силы, специальных способностей, которые более естественны для мужчин, чем для женщин. Или это не так?

Традиционно так было в течение многих лет, но все меняется. Это прогрессивные изменения: мужчины и женщины становятся равными, но, чтобы количество женщин выросло, им потребуется время на то, чтобы прийти и воспользоваться этими возможностями, достичь успеха и стать полноценными профессиональными спортсменками. Так что исторически это был спорт, в котором доминировали мужчины, но все меняется, он прогрессирует в сторону более равного, и я уверен, так будет продолжаться.


Вам нравится, что этот спорт меняется?

Да, однозначно!

Я думаю, это здорово для мужской команды иметь женщину на лодке. Это к удаче! Но у меня вот такой необычный вопрос. Тяжело ли быть девушкой яхтсмена? Ведь вы всегда заняты, далеко от дома, как это влияет на ваши отношения?

Любые отношения сложны, никогда не бывает просто, но по моему опыту парусный спорт не мешает. Уезжать тяжело, но ты возвращаешься и проводишь время дома, иногда берешь свою семью на соревнования. Это совершенно другой образ жизни, но в то же время он дает возможность сделать нечто уникальное, путешествовать и делать разные вещи, которые будут хороши и для отношений тоже. У меня чудесная девушка, она интересуется парусом, любит то, чем мы занимаемся. Иногда тяжело быть далеко в течение долгого времени, но в целом мы пытаемся находить компромиссы, стараясь делать все возможное. В поездке ты также пытаешься управлять своим временем, так что все не так однобоко.

Сколько свободного времени у вас обычно бывает? В неделю, в месяц?

Грубо говоря, 50/50. Ты можешь проводить одну или две недели каждого месяца в поездке и две недели дома. Когда ты дома, то работаешь над своей физической формой и расписанием, готовишь команду, то есть вроде как все еще продолжаешь работать, но у тебя есть время на семью.

Вы занимаетесь спортом для себя или это просто необходимо в профессии?

Общий уровень физической подготовки очень важен в парусном спорте. Для некоторых людей хорошая физическая форма на лодке жизненно необходима, конечно, есть на судне те, кто будет тянуть тяжелые паруса, канаты и натягивать лебедки на корме, но мне все же важно быть в хорошей форме, чтобы быстро передвигаться по лодке и использовать мои руки для гидроаппаратуры.

А что насчет интеллекта? Какая необходима комбинация ума и физической силы для победы?

Для многих видов спорта все дело всегда в уме и в том, как ты его используешь для гонки и для оценки всех моментов. Многое происходит в голове: важно иметь нужный склад ума, опыт и разбираться в технике. Все это нужно сложить, чтобы получить в результате конкурентоспособную, оригинальную команду, и, пожалуй, для многих людей это куда важнее в парусном спорте, чем физический аспект. Необходимо понимать этот спорт: ветер, сложные движения, все то, что происходит. Так что да, ум очень важен, но необходимо и то и другое. И если у тебя нет физически подготовленных людей, но есть ум, тогда лодка не сможет пройти дистанцию в гонке.

Как насчет таланта? Важно ли иметь талант в этой области?

Однозначно да! Талант — это часть ума. Это как раз то, о чем я и говорю: интеллектуальная сторона, талант, природное чутье, физическая подготовка — все это те вещи, которые вкладываются физически и интеллектуально, составляя отличную основу для победы в гонке или регате.

Вот такая интересная формула. Спасибо!

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: