Март-апрель №2(88), 2017



 

Леди моря: Морские Венеры
Текст Виктория Струц
Накануне международного женского праздника Yachting напоминает о выдающихся леди-мореходах, убедительно опровергающих поверье, согласно которому женщина на корабле — к несчастью

Стефания Елфутина

Стефания — самая настоящая гордость и краса отечественного паруса. 19-летняя серфингистка вернула Россию на олимпийский подиум, куда мы не поднимались десятилетиями: серебро у наших было в Атланте-1996, а золото — в Москве-1980. С бронзовой медали, которую Стефания завоевала в 2016 году в Рио-де-Жанейро, началась новая олимпийская история нашей страны по виндсерфингу.

Многократная чемпионка мира и Европы среди юниоров росла на Азовском море, в городе Ейске. Хотя в раннем детстве она перепробовала и музыку, и танцы, и фигурное катание, выбор все же пал на парусную секцию. Правда, первые два года на воду ее не выпускали: девочка была слишком маленькая и легкая, с доской и парусом попросту не справилась бы. Изучала теорию, помогала в ангаре ухаживать за лодками. В восемь лет вышла в море и стала тренироваться в молодежном классе Big Techno 293, в нем же с 2010 года выступала на международных турнирах и в 2013 году стала чемпионкой мира среди юниоров. Затем перешла на класс RS:X, в июле 2014-го выиграла юниорский чемпионат мира и в нем через год повторила свой результат, а затем завоевала для страны лицензию на участие в летних Олимпийских играх 2016 года.

Накануне медальной гонки в Рио Елфутина имела одинаковое количество баллов с итальянской спортсменкой. На старте замешкалась, соперницы (которые, к слову, были как минимум лет на восемь старше и уж точно намного опытнее) резко вырвались вперед, россиянка шла на последнем десятом месте, да еще и ветер скис… И тут невысокая хрупкая девушка вдруг стала обходить конкуренток, как будто к ее доске был приделан моторчик! «Я могу глиссировать дольше других, в этом мое преимущество», — объяснила она позже. А в той исторической гонке Стефания пришла к финишу седьмой и по сумме баллов взяла бронзу.

Несмотря на честно заслуженную популярность и многочисленные награды, среди которых звание «Яхтсмен года», юная чемпионка осталась все такой же скромной и бесконечно трудолюбивой — она продолжает тренировки и мечтает вывести российский парус в лидеры: «Я очень хочу показать миру, что в России тоже есть моря, мы тоже можем выступать в этом виде спорта не хуже Франции, Великобритании и других стран. Если заниматься с детьми, начиная с юниорского возраста, у нас может быть очень сильная команда».

Лора Деккер

Лора Деккер — самая молодая из одиночек, покоривших земной шар.

Она родилась в море — буквально: родители-голландцы находились в долгом плаванье, и девочка появилась на свет 20 сентября 1995 года в территориальных водах Новой Зеландии. Первые четыре года жизни она провела на борту яхты, приобретая навыки навигации и чутье к погодным явлениям, с шести лет уже ходила на собственном «Оптимисте», а позже на подаренном родителями 11-метровом кече «Гуппи». Когда Лоре исполнилось 13, родители развелись, и она стала жить с отцом, который, узнав, что ребенок мечтает отправиться в кругосветку, поддержал затею. Но сначала, чтобы проверить силы подростка, организовал дочери одиночное плавание к Британским островам. Когда она раньше срока причалила в порту Лоустофт, ее упекли в детский приют — под предлогом, что обратное путешествие девочке не под силу. Дальше противостояние с властями будет перманентным: как только Деккеры заявили о кругосветке в прессе, совет по защите детей выступил против, в 2009 году судебным решением Лоре не только запретили пускаться в опасную авантюру, но и приставили к ней психологов, чтобы контролировать психическое состояние подростка. Процесс получил всемирную огласку. Девочка сбежала из дома и скрывалась на Антильских островах. 

После десяти месяцев судебных тяжб разрешение на кругосветку несовершеннолетней наконец было получено, и 20 января 2011 года Лора Деккер отчалила из Гибралтара курсом на Карибы, откуда через Панамский канал вышла к Галапагосам и северу Австралии, затем, миновав Сингапур, направилась в Суэцкий канал и замкнула петлю на Сент-Мартине. 27 000 миль она прошла за один год и один месяц, в день окончания кругосветки 21 января 2012 года Лоре исполнилось 16 лет и четыре месяца. К слову, она побила предыдущий мировой рекорд австралийки Джессики Уотсон, которая завершила плавание 15 мая 2010 года за три дня до своего 17-летия (правда, длина ее маршрута составила 23 000 миль, так как Уотсон прошла 1500 км ниже экватора).

Ни та, ни другая девушка не попала в Книгу рекордов Гиннесса. Отказали в регистрации рекордов и международные парусные организации — чтобы не провоцировать других несовершеннолетних мореплавателей на опасные путешествия. Но факт остается фактом. В 2014 году Лора Деккер написала книгу «Одна девушка, одна мечта», где рассказала обо всех своих приключениях.

Эллен МакАртур

Эллен МакАртур — самая, пожалуй, известная женщина из яхтсменов-одиночек. На родине в Англии ее и вовсе считают живой легендой мореплавания. 

Она родилась в семье учителей и мечтала о парусах с раннего детства. Первый маленький швертбот Эллен купила на сэкономленные на школьных завтраках деньги, а в 17 лет стала владелицей подер-жанной килевой яхты Iduna, на которой в 1995 году в одиночку обогнула Британию и была награждена титулом «Яхтсмен — юниор года». Гонялась в юношеских регатах, получила квалификацию яхт-мастера, но все время хотела большего.

В 1997 году МакАртур обзавелась 6,5-метровой Mini Transat, чтобы стартовать в одноименной гонке через Атлантику. Заняла 17-е место, после чего ее назвали юной надеждой парусного спорта уже во Франции. Эта известность позволила найти серьезного спонсора — компания Kingfisher поверила в молодую яхтсменку и инвестировала в нее огромную сумму: 2 млн фунтов стерлингов. Так, Эллен смогла принять участие в Vendée Globe 2001 года, и, хотя пришла второй, именно эта регата принесла ей мировую славу. Не только потому, что заняла второе место, что само по себе является блестящим достижением. Тогда, в свои 24 года, она была еще и самым молодым участником этого экстремального соревнования. Главным поступком, за который Эллен рукоплескал весь парусный мир, была помощь сопернику — МакАртур отклонилась от курса, чтобы помочь другому участнику гонки, который терпел бедствие в море.

В 2003 году она ушла в кругосветку по маршруту Жюля Верна — неудачно. Но уже в зиму 2004-2005 года на тримаране B&Q/Castorama (23 м) осуществила свою мечту: совершила одиночное плавание вокруг земного шара, поставив при этом мировой рекорд скорости — 71 день 14 часов 18 минут 33 секунды. После финиша ее чествовали так же, как Френсиса Чичестера, вручили орден Британской империи, позже и Франция наградила героиню орденом Почетного легиона.

В 2009 году яхтсменка объявила о намерении оставить профессиональный парусный спорт и посвятить себя вопросам использования ресурсов и энергии в глобальной экономике. Сейчас Эллен МакАртур возглавляет фонд своего имени, цель которого — ускорить переход к экономике замкнутого цикла.

Джин Сократес

Британка Джин Сократес завоевала звание самой возрастной яхтсменки, совершившей безостановочную кругосветку соло. Парусом она начала заниматься в 1990 году вместе с мужем Джорджем, когда обоим было за пятьдесят. Поначалу это было просто развлечением по уик-эндам, потом супруги втянулись, купили 11-метровую яхту Najad 361, назвали ее Nereida и стали путешествовать по миру. Когда в 2003 году муж умер от рака, 66-летняя Джин решилась на кругосветное плавание, «чтобы развеять прах Джорджа в море». До завершения маршрута не хватило совсем чуть-чуть: яхта потерпела крушение в 60 милях от берегов Мексики. Во время второй попытки с курса пришлось сойти у мыса Горн, причиной стали погодные условия. Третий раз стал удачным: 8 июля 2013 года Джин Сократес завершила в канадской Виктории одиночное кругосветное путешествие, пройдя на яхте Nereida II (Najad 380, 11,55 м) 25 000 миль за 258 дней 14 часов и 16 минут. Ее имя попало в Книгу рекордов Гиннесса, в Британии она стала «Яхтсменом года», а в Америке была отмечена как YachtWorld Hero of the Year. 

Осенью 2016-го неугомонная «бабушка яхтинга» снова предприняла попытку пройти вокруг света, но поломки такелажа, вызванные 45-узловым ветром, заставили сойти с маршрута. Джинни не унывает: «Я не обижаюсь, когда меня называют бабушкой. Глупо стесняться своего возраста, в моем случае им впору гордиться. Ведь я сделала то, на что отважится не всякий мужчина. Впрочем, не потому, что хотела подчеркнуть равенство между мужчинами и женщинами, просто я люблю яхты и море».

Энн Дэвисон

Энн Дэвисон осталась в истории яхтинга как первая женщина, в одиночку пересекшая Атлантический океан. По профессии она была журналисткой, и когда после Второй мировой войны вместе с мужем Франком, тоже яхтсменом-любителем, они отправились в романтическое парусное путешествие через Атлантику, Энн рассчитывала написать об этом серию очерков, а может, и книгу. Они совсем недалеко отошли от Британии, когда в Ла-Манше их застиг сильный шторм. Яхту выбросило на скалы, супруги спаслись на плоту. После 14 часов в бушующем море они наконец причалили к берегу. Франк Дэвисон заболел двусторонним воспалением легких и вскоре умер.

Трагедия не сломила сильную женщину: на 7-метровом шлюпе «Фелисити Энн» она решила покорить океан, погубивший ее мужа. 18 мая 1952 года яхтсменка отдала швартовы в порту Плимута и шла этапами: сначала держалась поближе к португальскому побережью, делала остановки в марокканской Касабланке и на острове Гран-Канария, дальше океанский бросок до Барбадоса, затем Майами и финиш в Нью-Йорке. Энн планировала пройти маршрут за 35 дней, но яхта долго не могла войти в зону пассатов, поэтому рейс значительно затянулся. Свой трансокеанский вояж она окончила 23 ноября 1953 года в возрасте 38 лет.

Впоследствии Энн Дэвисон опубликовала несколько книг, в числе которых были «Последнее путешествие» и «Мой кораблик такой маленький», в основу которых легли факты ее биографии.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group