Часы
2004, 11 – Май-июнь

Модное время

Текст Тимур Бараев
Пережив самый сложный для производителей товаров роскоши прошлый год, швейцарские часовщики решили всерьез заняться спортом сами и настоятельно рекомендуют сделать то же самое своим клиентам. Спортивные часы класса de luxe наряду с неприлично размножившимися турбийонами и так называемыми fashion-часами правили нынешней весной бал на крупнейших часовых выставках мира: BaselWorld и Женевского международного салона высокого часового искусства


В принципе повальное увлечение спортом именно в 2004 году выглядит немного странно. Да, Олимпиада в Афинах и чемпионат Европы по футболу в Португалии – события чрезвычайной важности, но вместе с тем в этом году в мире не проводится ни одной по-настоящему крупной экстра-регаты. Конструкторы и дизайнеры только заканчивают проектировать суперъяхты, а прославленные шкипера едва успели познакомиться со своими командами, которым через пару лет предстоит вновь сойтись на этапах Admiral's Cup и America's Cup. И именно для поклонников водных видов спорта, а не для футбольных фанатов создают свои шедевры престижнейшие швейцарские бренды. Но мир, видимо, окончательно убедился в том, что лучше быть здоровым и богатым всегда, а не раз в 3–4 года.


СТАЛЬ И КАУЧУК

Спортивные коллекции обновили практически все гранды. Да, судя по всему, в прошлом году часовым дизайнерам было и впрямь не до праздника. А чем еще объяснить, что яркое, радостное буйство красок, создававшее погоду в прошлые года, поблекло. На смену ему пришло контрастное сочетание стальной–черный. В спортивных моделях для придания динамичности к этим двум основным цветам иногда прибавляется красный и совсем редко синий. Дизайнеры Blancpain, выпустившие свои знаменитые концепт-часы из стали и каучука Fifty Fantoms и Air Command, предугадали развитие часовой моды на 100 процентов. В этом году мы увидели сталь и каучук у Patek Philippe – модель Aquanaut – причем сразу в двух версиях: мужской и женской. У Audemars Piguet, который, правда, решил в этом году сосредоточиться главным образом на дамских ювелирных коллекциях, но тем не менее о своих знаменитых Royal Oak не забыл. АР представил в этом году в Женеве две новейшие разновидности своих, пожалуй, лучших спортивных часов на сей момент в мире: золото–стале–каучуковый Royal Oak City Of Sails и Royal Oak Juan Pablo Montoya, посвященные одному из лидеров «формулической» конюшни BMW-Williams.


Ну а если сильные мира сего увлеклись сталью и каучуком, то остальным отправиться вдогонку за ними, как говорится, сам бог велел. Соответствующими коллекциями из ультрамодного сочетания материалов обзавелись все – от демократичных Swatch и Tissot до Bvlgary и Dunhill.

– Каучук появился в часах несколько лет тому назад как модная «фишка» – не более того, – прокомментировал мне всеобщее увлечение глава дизайнерского отдела Audemars Piguet Октавио Гарсия. – Но теперь это уже никакой не тренд, а требование времени. И именно поэтому его используют в своих коллекциях все топ-бренды. Каучук уже не воспринимается как неблагородный материал. Лично я считаю, что это один самых интересных по своим качествам материалов вообще – гибкий мягкий, прочный, не боящийся воды, холода, жары, комфортабельный и к тому же очень долговечный. Думаю, лучшие дни каучука еще впереди.

– Но ведь часы на каучуковом ремешке очень четко формируют стиль одежды. Например, такие часы не принято надевать к официальному костюму...

– Это дело вкуса. Лично я с удовольствием ношу розово-золотой Royal Oak на каучуковом ремешке со смокингом и костюмами. И считаю, что это очень модно, стильно, а главное, современно. Одеваться в ногу со временем во все времена считалось хорошим тоном.

Дальше всех в экспериментах с каучуком зашел TAH Heuer, который оснастил революционный механизм модели Monaco V4 приводящими ремнями из особо прочной резины. Эти ремни заменяют собой привычную колесную передачу. Порадовал TAG Heuer и владельцев суперкара SLR McLaren Mercedes, создав одноименную модель-регулятор на базе лучшего современного механизма El Primero (Zenith).


ТУРБИЙОНЫ, ТУРБИЙОНЫ...

Кстати, о Zenith. Эта компания внесла немалую лепту в фундамент Rolex, поставляя ему великолепные сверхточные механизмы El Primero. Но два года тому назад ее нынешний шеф Тьерри Натаф (он выполняет обязанности и президента, и СЕО, и главного дизайнера) отказался отдавать на сторону El Primero и железной рукой начал выводить Zenith туда, где ему и полагается быть, – на вершину haute horlogerie. В этом году Zenith обзавелся на волне всеобщей любви к турбийонам первыми часами с этим самым красивым усложнением. Турбийон создал Бреге для того, чтобы узел баланса часов, отвечающий за точность хода, не страдал от изменения положения часов и силы гравитации. Тогда это была очень важная функция. При нынешних технологиях турбийон скорее не нужен (устройство очень хрупкое, потребляющее в два раза больше энергии, чем обычные часы), но когда надеваешь на руку часы с турбийоном, любуешься его красотой, о рациональности забываешь напрочь! К тому же турбийон позволяет увеличить стоимость часов как минимум на 30 тысяч евро.

В этом году собственные турбийоны не создали только ленивые. Zenith удалось создать самый скоростной турбийон с частотой колебаний баланса 36000 пк/ч. Jaeger-leCoultre сделал GyroTourbillon, каретка которого вращается в двух плоскостях – по вертикали и горизонтали. А вот Franck Muller исхитрился создать Revolution 3, турбийон которых способен компенсировать силу притяжения в трех плоскостях!

Если раньше часы с турбийоном можно было купить только по предварительной записи, а то и только после успешного прохождения собеседования с главой компании (как, например, принято в Patek Philippe), – большинство даже самых состоятельных людей не решались приобретать часы с этим усложнением, поскольку чувствовали, что «не доросли до часов такого уровня», – то теперь, благодаря массовым усилиям ведущих часовых компаний, этическая проблема изжита: хочешь турбийон – покупай и носи на здоровье. Яхтой управлять в таких часах сложно и даже не нужно, но на ужине у капитана всеобщий интерес к вашему запястью обеспечен.


БЕЛОЕ И РОЗОВОЕ

Очевидно, некоторые часовщики так увлеклись экспериментами с актуальнейшей черно-белой гаммой, что сами не заметили, как создали небывалое количество моделей белого цвета. Неожиданно свежие модели практически полностью белого цвета, не сговариваясь, представили как дизайнерские, так и классические марки: Bvlgari (модель B.zero1), Omega (модель Aquarrela), Chanel (модель J12), Raymond Weil (модель Don Giovanni Cosi Grande), Harry Winston (модель Lady Premier Chronograph), а также участники Женевского салона Cartier, Piaget и Audemars Piguet.

Изменилось соотношение сил и на фронте противостояния разноцветного золота. Розовое золото одержало окончательную победу над желтым. И уж совсем исчезло из новинок сочетание сталь–золото.


ВСЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА КРУГИ СВОЯ

Эта фраза как нельзя лучше подходит к описанию тенденций в дизайне корпусов часов. Если прошлые 3-4 года были временем бочек и прямоугольных корпусов, то теперь они отходят на задний план. В моде классика, наибольшей популярностью у часовых модельеров пользуется традиционный круг. Но прежние лидеры не ушли совсем, они лишь несколько «сплюснулись»: бочки превратились в TV-экран, а прямоугольники – в квадраты.

Прекратился и рост размеров часов. В некоторой мере начался даже обратный процесс. Самыми популярными являются корпуса с диаметром 40–42 мм.


ХРОНОГРАФ С ОДНОЙ КНОПКОЙ

Что еще хотелось бы отметить из часовых тенденций? То, что хронограф окончательно перестал быть принадлежностью чисто спортивного сегмента, уверенно окопавшись в классических, дизайнерских и ювелирных часах. Я бы даже сказал, что хронографы пора рассматривать как отдельное явление, развивающееся по своим законам и канонам. С этого года, например, суперактуальны однокнопочные хронографы, еще полвека тому назад считавшиеся безнадежно устаревшими. В этом году Chronograph Monopoussoir представили сразу ряд марок: Blancpain. Jacquet Droz, De Bethune, Dunhill. Кстати, последний придумал весьма интересную «фишку» – стальную задвижку, которая при желании может скрыть за собой кнопки хронографа, чтобы часы выглядели как классические.

По схожему пути пошел и Baume & Mercier, отмечающий в этом году 10-летие своей самой известной коллекции Hampton City. Часы, согласитесь, оригинальные, интересные, но все же что-то в них раздражает. Некая «всеядность» или многоцелевой характер, что ли? Они с таким расчетом и создавались: классика с изрядной порцией спортивности. Как мне объяснила разработчица этой коллекции, Hampton City – часы урбанистического стиля. Урбанизм компания понимает так: в этих часах можно утром побегать, потом отправиться на работу, затем на свидание или официальное мероприятие. Может, лет десять тому назад, когда люди имели обыкновение носить часы и в пир, и в мир, эта концепция имела право на существование, но сейчас, боюсь, она не актуальна. Будем пировать в турбийоне, на работу ходить с хронографом, а заниматься спортом в профессиональных, специально созданных для этого часах. Это модно!

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: