Июль-август №4(90), 2017



 

Интервью: «Горжусь ходить под российским флагом!»
Интервью Дмитрий Киселев, Галина Козачина Фото Михаил Анпилов и из архива А.Огиренко
Из окон кабинета руководителя Группы компаний «Голутвинская слобода» открывается вид на Московский императорский речной яхт-клуб, а многие из предметов обстановки выдают увлечение хозяина кораблями. Но для Андрея Огиренко яхтинг не просто увлечение, а во многом миссия. Будучи одним из попечителей Всероссийской Федерации парусного спорта, он активно содействует развитию яхтинга, в том числе детского, и заботится о сохранении исторического морского (и не только) наследия. В интервью журналу Yachting наш собеседник рассказал о системном подходе к бизнесу и к увлечениям

Андрей Григорьевич, как пролегал ваш путь в яхтинг?

Я немного выделяюсь из общего круга попечителей и яхтсменов, поскольку я вообще «моторный» человек. Моторы – это моя стихия. Начиная от мотоциклов и заканчивая вертолетами и тракторами. Очень их люблю и понимаю. А с яхтами судьба связала меня следующим образом. Один великий британец в свое время сказал: «Если количество твоих оппонентов превысило количество твоих защитников – время поменять лагерь». В моем случае, к счастью, это были не оппоненты, а друзья. Именно они, при том что я остался апологетом моторной техники, и сподвигли меня много лет назад примкнуть к «лагерю» парусного спорта. Теперь мы в ВФПС довольно много помогаем молодежи, которая начинает этот путь. По всей стране популяризация парусного спорта становится все более активной, и даже без помощи Федерации появляются и развиваются молодежные школы яхтинга. Например, у нас есть очень хорошая детская парусная школа в Тверской губернии, в Завидово, в Вахонинском поселении на Волге. Там ребята осваивают азы яхтинга. Когда видишь, с какой радостью они занимаются парусом, становится понятно, что это как раз тот вид спорта, который создан для закалки характера и воли, для отдыха, для постижения водной стихии. Именно для этих ребят мы сейчас вынашиваем планы организации детского и юношеского центра водного спорта.

У вас, как я понимаю, моторная яхта…

Мы, наша Компания, называем ее катером. Это двухмоторный 18-метровый красавец. И мы, хоть и ходим под мотором, но дружим с яхтсменами-«парусниками» и всегда им помогаем, например, на соревнованиях, если нет ветра. Был даже случай в Средиземном море, когда мы в штиль после соревнования брали на буксир коронованных особ… 

Наш катер носит необычное имя «Droog». С этим именем связана забавная история – почти как у капитана Врунгеля, только история реальная и со счастливым концом. Наш капитан, снаряжая катер в заграничный поход, написал «Друг» латиницей (Drug). Я тогда не придал этому значения, а в итоге в первом же заграничном порту в Финляндии мы стали местной достопримечательностью. Долго не могли понять, в чем дело, пока финские полицейские не посоветовали переименовать яхту – а то, мол, «на Ибице с таким названием вас могут неправильно понять». Мы изменили U на OO и получился «Droog». С голландского это переводится как «сухой», а на английском сленге означает «кореш». Понятия «друг» и «кореш» почти синонимы, и поэтому решено было остановиться на нем. Название хорошо смотрится и вполне отражает наш дружелюбный настрой. 

А 18 метров по борту – размер для нас в самый раз, можно было бы даже поменьше. Он очень удобен для маневров, но если мы говорим о представительской функции или походе с большой компанией друзей, то, конечно, 25-30 метровая яхта мне видится оптимальной. 

К сожалению, много времени уделять яхтингу не получается. Хотелось бы больше. Я знаю, что моим друзьям это лучше удается. Жду момента, когда смогу пойти с ними под парусом в кругосветку. А сейчас в свободное время пытаюсь освоить кайт...

Вовлечение в яхтинг помогает вам в бизнесе?

Конечно. Во-первых, ты общаешься с единомышленниками и друзьями. Во-вторых, это скорость и свобода, а мы живем в век высоких скоростей, когда решения в жизни и в бизнесе нужно принимать достаточно оперативно. Но для принятия правильных решений прежде всего нужно освободиться от суеты. И парус в этом помогает как ничто: когда возвращаешься в порт приписки, голова очень чистая и светлая, хочется творить дальше. Хотя надо сказать, что ни о чем не думать на яхте все равно не получается. А вот за рулем мотоцикла или за штурвалом вертолета – легко. Ты сконцентрирован на процессе, и все думы уходят на задний план. И в-третьих, это движение вперед и новые личные открытия. Мне всегда импонировало сочетание динамики жизни, свободы яхтинга и радости новых знаний и впечатлений.

Какие еще моторные темы вас влекут?

В детстве я был поклонником мотоциклов и по-прежнему их люблю. Потом сделал перерыв: родители попросили не ездить на мотоциклах, пока учусь в институте и академии. Я сдержал свое слово. А лет в 30, когда снова сел на мотоцикл, я понял, что уже с него не слезу. Обычно зимой мой любимый мотоцикл стоит в рабочем кабинете, с ним связано много памятных моментов. Мотоцикл раскрашен в цвета советского флага и декорирован изображением серпа и молота. Почти 15 лет назад, когда символика СССР была не особенно популярной, я поехал на нем на слет любителей BMW из Москвы через всю Европу в Гармиш-Партенкирхен и занял там первое место по тюнингу. Было очень приятно, когда под звуки советского гимна я вышел на сцену и почти 50 000 человек аплодировали россиянину на технике с гербом Советского Союза.

Из любви к истории техники и родилась идея создать клуб ретро-автомобилей в Москве и Завидово. В Завидово у нас большие планы по развитию территории, и в числе прочего есть желание организовать там место для встреч автолюбителей и обслуживания их техники. Пока не хочу раскрывать все карты, но – как только все будет готово – обязательно позовем в гости вашу редакцию.

Андрей Григорьевич, уже даже по обстановке вашего рабочего кабинета можно сказать, что вы очень разносторонний человек. Значительный девелоперский бизнес в Москве и за ее пределами, попечительство Федерации парусного спорта, но еще вы и ваша компания известны своей социальной ответственностью.

Давайте начнем с того, что у нас есть бизнес-проекты и есть социально-ориентированные проекты. Первые дают нам возможность зарабатывать средства, а в других мы вкладываем в заботу о ветеранах, в инклюзивные практики, детские, мемориальные и просветительские проекты.

Если говорить о бизнесе, по образованию я инженер-системотехник, закончил МИФИ и пытаюсь системно подходить ко всему, чем занимаюсь. Еще учась в Академии народного хозяйства, я выстроил модель, по которой компания, занимающаяся энергоресурсами, недвижимостью и сельским хозяйством, практически не подвержена риску кризиса. Я попытался построить фирму по этому принципу. Не все получилось, как изначально задумывалось, но многое мы сделали. В недвижимости это, прежде всего, реконструкция «Голутвинской слободы» на базе бывшей фабрики «Красные текстильщики». Мы комплексно реконструировали территорию, сохранив весь исторический архитектурный ансамбль, вывели производство из центра Москвы, переселили людей из аварийных общежитий, дали им комфортабельные квартиры. Тех работников фабрики, которые захотели остаться, перепрофилировали и дали новую работу. Хотя многие коллеги тогда недоумевали «зачем?», но мы дали людям обещание, что они останутся. Из двух кварталов получился первый в Москве многофункциональный бизнес-парк: это и офисы, и жилье, и многоэтажный паркинг. А название проекта, как и имя нашей группы компаний – «Голутвинская слобода» – появилось не случайно: исторически слобода – это место, где ремесленники и жили, и работали. Этот комплексный инфраструктурный опыт мы впоследствии применили в Берлине, в Шенеберге, где вместе с партнерами стояли у истоков проекта по реформированию территории бывшего газгольдера. Теперь это один из красивейших районов Берлина. 

Сейчас у нас развивается проект «Малое Завидово» в Тверской области. Он тоже многопрофильный: не только строительство жилья, но и развитие туристическо-рекреационного кластера на Волге, а также сельскохозяйственного комплекса. У нас есть площадки, где мы хотим наладить экотуризм, чтобы желающие могли приехать и поработать на ферме в свое удовольствие. Ведем переговоры с зарубежными компаниями, чтобы привлечь их к развитию этого направления.

Больше 30 лет мы либо сами создаем социально-ориентированные проекты, либо участвуем в качестве организационных и финансовых партнеров. Так, например, десять лет назад мы с моим хорошим другом Михаилом Слипенчуком и Благотворительным фондом «Крейсер «Варяг» создали и установили памятник героическому русскому крейсеру «Варяг» в Шотландии. Это место в графстве Южный Эйршир называется Лэнделфут, и именно там, в 6 милях от берега, нашла своё последнее пристанище легенда российского военного флота. Сейчас этот мемориальный комплекс, созданный по проекту юных нахимовцев, которые победили в творческом конкурсе, и отлитый в бронзе талантливыми скульпторами Владимиром и Данилой Суровцевыми, – известная достопримечательность, включенная во все шотландские путеводители. А тогда, в 2007-м, это стало международным прорывом – ведь это первый памятник военному русскому кораблю на Британских островах. И в дальнейшем военно-морская тема нами неоднократно поддерживалась: мы открывали выставочный проект «Возвращение «Варяга» с уникальными экспонатами из частных коллекций, приняли участие в строительстве в Севастополе социального жилья для моряков Черноморского флота и содействовали тому, чтобы в Москве появилась «Подводная лодка – музей» в Тушино.

Мы привыкли серьезно относиться к сохранению исторической памяти: помогать там, где надо отдать должное героям, вернуть из небытия их подвиги и донести до следующих поколений. Наша компания реконструировала несколько мемориалов погибшим в Великой Отечественной войне в Москве и в Тверской области, активно принимали участие в финансировании строительства Храма Христа Спасителя – памятника победе в Отечественной войне 1812 года. Один из первых наших проектов в Москве – восстановление Храма Николы в Голутвине и его разрушенной красавицы-колокольни. Это были 1991-92 годы, у нас самих за душой мало что было, кроме, разве что, самой души, но храм преобразился, обрел прежний пятиглавый силуэт и стал украшением столицы. Продолжая исследовать историческую Москву, мы инициировали создание нового общегородского гуманитарного проекта МосПромАрт по изучению, сохранению и популяризации индустриального наследия, утраченного и забытого в последние десятилетия.

Возвращаясь к теме яхтенного наследия: нет ли у вас желания заняться реставрацией яхт?

Пока, к сожалению, совершенно нет на это времени, но у нас в Завидово стоит яхта класса «Дракон», и она непременно получит полноценную реставрацию. Единственное, что мы с друзьями уже восстановили, – небольшая моторная лодка 1959-го года. Это большое удовольствие, но опять же: старая техника требует времени. Восстанавливать старое всегда сложно, но когда это все снова начинает ходить, ощущаешь восторг...

Вы сами как яхтсмен сталкивались с какими-то трудностями в море?

Трудности, конечно, бывают. Например, корабль выходил в Европу под российским флагом, с оплаченными налогами. Мы его раз в два года должны были возвращать, чтобы просто пересечь российскую границу. Но, благо, сейчас законодатели услышали яхтсменов, и эти правила изменены. Для меня гордость ходить под российским флагом, считаю, что корабль, пусть даже небольшой, под нашим флагом – часть России, наше присутствие в международных водах. Однажды мы встретились с американским авианосцем в Средиземном море, и рядом с ним наша яхта выглядела крошечной, но по морской традиции военные моряки отдали нам честь, и мы им ответили тем же.

Какие проблемы яхтинга, парусного спорта вы бы поставили на первый план и есть ли какие-то пути их решения? 

Недавно мы встречались в Пирогово с членами Попечительского совета ВФПС, обсуждали насущные проблемы. Особо были выделены вопросы тренерского состава и судейства. Можно найти деньги, можно выстроить организацию, но все мертво без профессионала, который бы этим управлял. 90-е годы сыграли в этом свою отрицательную роль, сломав традицию передачи дел от отца к сыну, династийность, преемственность. И если теперь с помощью Попечительского совета или ВФПС будет воспитано новое поколение тренерского состава и судей, то дело пойдет на лад. А мы в Федерации будем всячески этому способствовать.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group