Сентябрь-октябрь №5(91), 2017



 

Интервью: Мы не строим одинаковых яхт
Текст Дмитрий Киселев
Накануне очередного Monaco Yacht Show Yachting пообщался со Стефано де Виво, генеральным директором одного из флагманов итальянского яхтостроения − верфи CRN

Как показал себя рынок мегаяхт в 2016 году и каковы ваши прогнозы на текущий год?

Контрактов заключается пока не очень много, но покупатели возвращаются на рынок, уровень активности очень высок и качество клиентов растет, что дает поводы для оптимизма.

Насколько удачно складывается для вас 2017 год?

В этом году мы передали клиенту 74-метровую яхту и ведем строительство еще трех. Мы стремимся поддерживать стабильный портфель заказов. Для нас это означает, что мы должны ежегодно продавать яхты совокупным тоннажом не менее 3000 регистровых тонн. Таким образом, ежегодно мы должны продавать две яхты длиной 50–60 м с тоннажем до 1000 GT и одну 68–70-метровую яхту тоннажем от 2000 GT. 

Назовите ключевые, на ваш взгляд, факторы, влияющие на яхтенный рынок.

Враг яхтенного рынка номер один – неопределенность. Когда потенциальные клиенты не уверены в том, как будет складываться ситуация в политике или экономике, они не склонны тратить большие деньги.

Второй фактор – это стабильный приток заказов, гарантирующий верфям устойчивое положение и позволяющий продолжать строить яхты без угрозы обанкротиться.

Третий фактор – взаимоотношения состоятельных людей с властями. Например, клиенты из России в данное время не так активны на рынке, потому что, как я понимаю, слишком крупные покупки сейчас не поощряются «сверху» и мало кто хочет привлекать к себе лишнее внимание. Русские клиенты продолжают покупать яхты, но сегодня это чаще не 80–90-метровые, а 30–40-метровые суда. 

Тот же вопрос, но касательно индустрии (цены на материалы, ресурсы и так далее).

Стоимость материалов для строительства, упавшая во время кризиса в индустрии, снова выросла. Высококачественная сталь, поставляемая европейскими металлургами, растет в цене, также выросли в цене пластик, фибергласс – материалы, стоимость которых привязана к ценам на нефть (они также выросли после затяжного падения). Рост цен на материалы для нас как для верфи означает рост себестоимости строи­тельства, но в то же время мы видим, что спрос на 30–40-метровые яхты возвращается. А это означает, что увеличение спроса и на более крупные суда лишь вопрос времени.

Какие рынки видятся вам наиболее перспективными?

Для нас ключевыми рынками были и остаются Европа (сюда мы относим и наших клиентов из России и Украины) и Ближний Восток. Что касается возможностей для роста, то наибольший потенциал мы видим в Америке. Не могу сказать, что американский рынок достаточно хорошо охвачен нами с территориальной точки зрения, но в целом продажи яхт различных брендов группы Ferretti, включая Navetta, Сustom Line и другие, здесь идут очень хорошо. Клиенты покупают яхты все большего размера, и, естественно, многие из них дорастут до CRN.

В Италии очень много яхтенных верфей. Чем отличается от них CRN?

За последние несколько лет CRN сделала огромный скачок в развитии и вышла на совершенно новый уровень качества проектирования и строительства. В этом году на яхт-шоу в Монако мы демонстрируем наше новейшее творение, 74-метровую яхту Cloud 9, и вам обязательно стоит увидеть ее, чтобы оценить, чего мы достигли. Ключевым отличием CRN я бы назвал то, что мы делаем по-настоящему эксклюзивные яхты. Если вы взглянете на недавно построенные нами Cloud 9, Atlante, Yalla, J‘Ade и другие, то увидите, насколько они разные. Мы сажаем клиентов за стол вместе с лучшими архитекторами и дизайнерами, чтобы они создали лодку своей мечты.

Есть ли у вас платформа semi-custom?

Да, мы разработали свою 50-метровую платформу semi-custom и уже строим первый корпус, который должен быть готов в начале 2019 года. Эта платформа позволяет существенно экономить время на строительство и дает очень большую свободу выбора клиенту. При этом она укладывается в лимит 500 GT по тоннажу, что облегчает сертификацию и дает большую свободу творчества и реализации запросов клиента. Мы работаем с несколькими дизайн-студиями, и выбор вариантов дизайна действительно очень велик. Например, Zuccon разработала для нас проекты Dislopen, SuperConero и Teseo. Dislopen – яхта спортивного дизайна, SuperConero – просторная водоизмещающая яхта, Teseo – судно в стиле эксплорер.

Какие яхты сейчас строятся на вашей верфи?

В настоящий момент в Анконе ведется строительство 79-метровой яхты, которая будет готова в 2018 году. Также в процессе строительства находятся 50-метровая Superconero, которая будет готова в мае 2019, и 62-метровая яхта по проекту Nuvolari Lenard, сдача которой также запланирована на 2019.

С какими дизайн-студиями вы сотрудничаете?

Studio Zuccon International Project − очень давний партнер Ferretti Group, нас связывает более 20 лет плодотворного сотрудничества. Мы также в тесном контакте с Nuvolari Lenard, которая разработала для нас такие яхты, как Saramour, Magnifica и Magnifica II. Еще один наш партнер – Omega Architects, принимавшая участие в работе над яхтой Yalla. Много сотрудничаем и с Франческо Пажковски. Что касается интерьеров, мы сотрудничаем с такими студиями, как Winch Design. Мы стараемся, чтобы наши клиенты взаимодействовали с самыми лучшими дизайнерами.

Каковы наиболее актуальные дизайн-тренды в яхтенной индустрии на сегодняшний день?

Если говорить об экстерьере яхт, то сейчас очень многое заимствуется из мира автомобильного дизайна. В интерьере клиенты теперь стремятся к максимальной открытости, минимализму, свободностоящей мебели, которую можно перемещать, меняя обстановку. Популярны большие окна и вообще архитектурные элементы дизайна, когда яхта больше напоминает современный дом, чем корабль.

Что вы скажете о гибридных технологиях – работает ли CRN в этом направлении?

Бывает, что клиенты делают нам запросы в отношении гибридных силовых установок. Но в итоге останавливаются на традиционных двигателях, потому что гибридные системы гораздо сложнее, требуют присутствия на борту инженера-электрика, обходятся существенно дороже и все это перевешивает их преимущества. Я думаю, что на яхтах длиной до 100 м гибридная система неоправданно усложняет и удорожает конструкцию, так как для питания бортовых электросистем (кондиционирования, освещения и так далее) не требуется столько энергии, сколько тратится на приведение судна в движение. CRN всегда открыта для инноваций, и мы прорабатываем и проекты гибридных яхт, но в настоящий момент у нас нет заказов на такие суда.

В этом году в конце мая впервые состоялось Versilia Yacht Rendezvous. Для чего Италии еще одна яхтенная выставка, ведь уже давно проводится международное бот-шоу в Генуе?

Бот-шоу в Генуе долгое время проводилось в октябре, и это не самое лучшее время для яхтенной выставки. Поэтому сейчас его перенесли на сентябрь, но в сентябре уже проходят выставки в Каннах и Монако, с которыми Генуе сложно конкурировать. Кроме того, Genoa Boat Show изначально ориентировано на сегмент серийных яхт, «рибов» и комплектующих, а не на суперъяхты. Для нас и других производителей роскошных яхт было очевидно, что в календаре не хватает специализированной весенней выставки, которая перед началом сезона сводила бы вместе клиентов и лучшие итальянские верфи. Место проведения выставки выбрано не случайно – в Виареджио располагаются верфи и штаб-квартиры многих известных итальянских производителей яхт, поблизости находятся Пиза и Ливорно, где также сосредоточены яхтенные верфи. Рядом прекрасная Флоренция, рядом знаменитый курорт Форте-дей-Марми, излюбленное место отдыха состоятельной публики, в том числе россиян. Таким образом, Версилия – идеальное место для того, чтобы продемонстрировать серьезным потенциальным клиентам яхты ведущих итальянских брендов.

Ваши впечатления от работы с российскими клиентами?

С каждым годом они все лучше разбираются в строительстве яхт и своих желаниях, и мы как судостроители можем это только приветствовать. Они не упускают ни одной детали и очень внимательно оценивают риски, для них очень важно, чтобы за их проект отвечали настоящие профессионалы и надежная стабильная компания, и это одна из причин, по которой они приходят именно к нам. Еще я заметил, что в последнее время российские клиенты семейно ориентированы. То есть они уделяют огромное внимание тому, чтобы яхта была идеально приспособлена для семьи, фактически строят себе второй дом. Если раньше российские клиенты были довольно закрыты, то сейчас они с удовольствием обсуждают, как будут отдыхать на яхте со всей семьей, и на первый план у них выходят дети. Один из наших клиентов, например, отказался от спортзала для себя, заменив его на игровую комнату для детей.

Не могу не задать вопрос о вашем собственном яхтенном опыте…

Яхтинг − важная часть моей жизни, я ходил под парусом с малых лет, и, наверное, в этом причина того, что мне нравятся большие водоизмещающие моторные яхты – как и парусники, они позволяют путешествовать на большие расстояния, никуда не торопясь и наслаждаясь окружающим морским пейзажем. Люблю проводить время на яхте с семьей и друзьями, хотя работа оставляет не так много времени на это увлечение.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group